Кушать люди хотели всегда. Еда – одно из самых важных действий человека с тех пор, как он обосновался на Земле и самый важный процесс в человеческой физиологии. Из-за еды начинались многие войны, совершались революции и поднимались голодные бунты.
То, что много кушать – вредно, знали еще в дохристианские времена. Недаром и греческая, и римская, и более ранние философии повествуют о пользе воздержания и умеренного образа жизни для достижения совершенства. Но до наших времен также дошли истории о пирах Валтазара, лукулловых пирах, философия Эпикура. То есть, древние люди, так же как и современные любили вкусно поесть и весело провести время.
Исторический аспект
История оставила множество свидетельств о попытках отучить человечество много есть. Но все кончалось либо голодными бунтами, либо революциями. Последнюю попытку сделали большевики, создав «общепит», где качество пищи было ниже критики. Результат закономерен и удивления не вызывает.
В человеке заложен пищевой инстинкт, который необходим для самосохранения. Переедание – злоупотребление нормальным пищевым инстинктом. Человек ест не только для самосохранения, он любит сам процесс и включается в него полностью. Человек переедающий, обжора уподобляется животному, но подобное сравнение неверно в корне – ведь ни одно животное не станет есть просто так, сверх необходимости.
«Тому, что сверх потребности, нет предела…», – говорит преподобный Нил Синайский, осуждая чревоугодие.
Как страдают чревоугодием
Многие люди, падкие на простые наслаждения, скажут, что они не страдают от чревоугодия, они им наслаждаются и это правда. Сначала человек никаких страданий не испытывает, а даже наоборот. Но проходит время, человек становится жертвой чревоугодия и как результат, ужасные последствия дают о себе знать.
5 ужасных последствий чревоугодия
Этот грех приводит к следующим последствиям:
- Лишний вес.
- Одышка.
- Диабет.
- Артроз.
- Ожирение сердца.
Все эти болезни появляются лишь с возрастом. Пока человек здоров и весел, ему кажется, что ничего плохого с ним не случится, а желание вкусно и много есть – безобидно. Конечно, о воздержании в пище слышали все, но это когда-нибудь потом, не сегодня, сейчас столько вкусного на столе, а еще больше в холодильнике.
Причины обжорства
Мы можем говорить о многом: о высоких материях, о политике, об искусстве, о философии… Но как только садимся за стол, тут же «владыка-чрево» заставляет забыть обо всем и погрузиться в гастрономические чудеса.
Значит ли это, что человек – раб своего желудка? Получается, что да. Ведь получать удовольствие от пищи, от состояния сытости, наполненности желудка мы учимся еще в младенчестве. Чувство голода воспринимается и взрослыми, и детьми как несчастье, оно вызывает тревогу и даже страх. Раньше слово «худой» было синонимом слова «больной». Это сейчас человечество озаботилось проблемой лишнего веса: везде пропагандируется здоровый образ жизни, здоровое питание, здоровые продукты. Насколько это действенно и помогает ли сказать сложно, но есть статистика. И по этой статистике более 60 процентов американцев страдают от ожирения, да и в других странах положение ничуть не лучше.
Хирургическое лечение
Приобрели популярность операции по усекновению желудка. Не по причине какой-то болезни, а исключительно для сбрасывания лишнего веса. После такой операции человек поневоле начинает есть понемногу и постепенно привыкает этим довольствоваться. Однако, через 2-3 года все возвращается на круги своя, и процент удачных операций сравнительно невысок.
Виды чревоугодия
А ведь к чревоугодию относится не только невоздержанность в пище. Православие относит курение, пьянство, употребление наркотиков также к чревоугодию. А эти страсти куда более удручающе, они грозят неисчислимыми бедами как для самого человека, так и для его близких. И в этой жизни, и в будущей. Людей, страдающих этими болезнями, совершенно не заботит мысль о том, что они, ради сиюминутных удовольствий, рискуют благодатью жизни вечной.
И есть еще психологические состояния, когда для того, чтобы справиться со стрессом, которыми так богата наша жизнь, человек начинает заедать. Не отдавая себе отчета, не считая, что он ест, сколько и когда. Он не думает о чревоугодии, не различает его признаков, а если спросить, то он удивится. Скажет, ведь ем совсем немного – бутерброд тут, булочку там… Только когда начинает сказываться лишний вес, он может задуматься о своем состоянии.
Спокойное отношение к пище – без страсти и без фанатизма даст возможность избавиться от греха. Нельзя забывать о молитвенном обращении к Боку и непременно соблюдать посты, и помнить, что Господь – враг любых излишеств.
Чревоугодие как стиль жизни
Вкусно и много кушать – цель многих людей. Даже если они так не думают, то стремятся к этому постоянно. И мысль о самоограничении в пище вызывает внутренний протест. От чего страдает такой человек? И страдает ли?
Со стороны понять это сложно, если возможно, но он признает пользу воздержания и вред несдержанности. Однако, как только садится за стол, тут же о воздержании забывает и начинаются многочасовые пирушки с различными блюдами, как описано у А.П. Чехова в рассказе «Сирена». А неумеренные возлияния тут как тут.
Удержаться всегда сложно. Особенно людям, занятым тяжелым физическим трудом, да и не физическим тоже. Часто человеку некогда перекусить днем – работа не позволяет. Зато уж вечером!..
Поварам еще труднее. Предназначение и профессия повара – кормить людей, сделать еду привлекательной и вкусной. А вкусно накормленный человек спокоен, благодушен и избегает конфликтов. И еще потому, что хорошо сделанная работа сама по себе удовольствие и награда. А стать поваром, мастером своего дела невозможно без таланта распознавания вкусов и запахов. Но где пролегает та грань, за которой вкусная, красиво оформленная и поданная пища превращается в объект чревоугодия? Эту грань каждый устанавливает для себя сам – ведь нигде нет и не может быть подробных указаний. Только молитвенное обращение к Богу может здесь помочь удержаться на границе и не скатиться к греху гортанобесия, то есть к безудержному желанию вкусной пищи.
Чревоугодие как смертный грех
Церковь, говоря о семи смертных грехах, всегда причисляла чревоугодие к одному из них. Православие говорит о нем как о начале всех пороков и страстей и призывает к ограничениям в пище и соблюдению постов. Но разве это значит, что есть не нужно, что аскеза должна быть нормой жизни большинства мирян? Нет, конечно.
Примеры постничества
Мы читаем христианские притчи, жития святых и видим примеры аскезы у Иисуса Христа, у великих святых, у преподобных:
- Серафим Саровского, который, как повествуется в его жизнеописании, многие годы питался только снытью;
- Великий постник Нил Синайский, ветхозаветный праведник Иоанн Предтеча;
- Сам Господь наш Иисус Христос постился, и об этом написано в Евангелии.
- А Библия повествует нам об Исаве, который ради тарелки супа продал брату Иакову свое первородство. Это ли не признак чревоугодия?
От нас же великих подвигов никто не требует, в нашей жизни достаточно научиться ограничивать себя хотя бы в малом и так начинать бороться со страстью. Мы можем, наевшись, не есть больше, не хватать понравившийся кусок, каким бы он ни был аппетитным и привлекательным. В магазине не позволять себе покупать больше, отставить в сторону баловство, отказаться от лишнего, от завлекательной пищи, как бы ни призывала реклама попробовать новое блюдо. Если начать с малого, то можно впоследствии достичь и большего.
Человек – это не только душа, но и тело, а точнее душа и тело вместе. Состояние тела влияет на душу, а душа, конечно же, влияет на тело. И если не знать об их воздействии друг на друга, либо не придавать этому значение, можно совершить массу грубейших ошибок.
Мысли святых отцов
Чревоугодие по своей сути – противоположная сторона стремления к благодати. Благодать – это хорошо, правильно, это высшее состояние души. Но благодать не дается просто так – для ее получения необходимо много постараться.
«Душа обязана трудиться», – утверждает поэт Николай Заболоцкий.
Но лень, праздность и греховное желание получить все и сразу заставляет идти по пути наименьшего сопротивления. Получить удовольствие прямо сейчас, а к ним постоянно призывают рекламные ролики, во множестве крутящиеся и в сети, и на телевидении, да и просто на улице.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Не соблюдающий умеренности в пище не может обуздывать гнева, лености, уныния, тоски, делается рабом тщеславия, жилищем гордости и прочие вещи…»
Желудок – самый неблагодарный орган в организме человека. Он никогда не бывает доволен, никогда не помнит хорошего и всегда хочет еще. Даже в минуты полного насыщения чрево готово принять еще кусочек, а уж назавтра тем более.
«Достаточная мера (чего-нибудь влагаемого в сосуд) наполняет сосуд, а чрево, и расседшись, не скажет: довольно… », – говорит преподобный Нил Синайский.
Как же укрепить свой дух? Как заставить ум властвовать над плотью? Чревоугодие касается жизни тела, а какое духовное значение имеет этот закон! Страсть старается для себя, а особенно чревоугодие. Больше, как можно больше получить для себя удовольствия, и удержать его как можно дольше. Так, рука тянется ухватить лишний кусок, когда тело, плоть уже сыта, но кажется, что еще один кусок лишь увеличит наслаждение. А о чувстве меры вспоминается только когда живот уже полон, и сил нет вздохнуть.
Святитель Феофан Затворник говорит, что потребность пищи вложена в человека Богом и вокруг его приготовлено все, чтобы эту потребность удовлетворять: растения, животные, птицы… Но устроил Господь не просто так, а чтобы люди познавали Божье попечение «… и вкушали бы ее с благодарением…» Таким образом, в этом самом простом, по-видимому, деле, употреблении пищи, Бог поместил самое внушительное училище веры и благочестия.
https://youtu.be/8c5opIf66xw
Ольгя Черная
Последние статьи автора Ольгя Черная
- О любезном для всех и лукавом владыке, чреве - 13.05.2020