Человеческое тело — это Божий дар, «храм для души». Свои жилища люди стремятся содержать в чистоте, а о главном доме часто забывают, захламляя и оскверняя его грехами, один из которых – чревоугодие, или обжорство. Но что страшного в переедании и как оно может повлиять на разрушение духовного начала в человеке? Эту, кажущуюся сложной, но простую взаимосвязь мы постараемся проследить в данной статье. Целесообразность христианских истин проявляется в том, что физическое начало в человеке тесно переплетено с духовным, и, если эта гармония нарушается, то следствием становится деградирование человека как личности.
Когда обжорство считается болезнью
Чревоугодие (обжорство) может проявлять себя двояко: как дурная привычка и как заболевание. Речь идет о духовном источнике проблемы, из которого проистекают все проявления физического недомогания. Однако болезнь, в отличие от дурной наклонности, человек не в состоянии победить самостоятельно. Иными словами, привычка постепенно переходит ту грань, за которой начинается болезнь, требующая лечения.
Если страсть к употреблению чрезмерного количества пищи не спровоцирована неутолимым чувством голода (вплоть до болезненных ощущений) — ее можно считать дурной привычкой, взявшей над человеком верх, а лучше сказать, пагубной страстью. А это есть не что иное, как духовная распущенность. Каковы ее признаки?
В наше время, как ни в какое иное, люди погружены в море соблазнов. Соблазны подстерегают нас буквально везде, и далеко не каждый способен противостоять им. Причем человек осознает, что обжорством он губит себя, но побороть страсть не может в силу своего слабоволия либо откровенного наплевательства на собственное тело.
Обжора способен за короткое время поглотить большое количество пищи, причем делается это чаще всего тайком.
Если же такой человек находится в обществе — он способен держать себя в рамках приличия. Чревоугодник постоянно дает себе обещания исправиться и не выполняет их. Обжора отодвигает на задний план свою внешнюю непривлекательность, являющуюся следствием лишнего веса, хотя осознает ее.
Когда же привычка чревоугодничать перетекает в болезнь?
Для обжорства-болезни характерны признаки психического расстройства.
- Полная потеря контроля над процессом поедания.
- Невозможность остановиться собственными усилиями.
- Воровство и припрятывание лакомых кусочков.
- Чередование приступов обжорства с полным отказом от пищи.
- Непреходящее чувство вины.
- Попытки сжечь потребленные калории чрезмерными физическими нагрузками.
- Маниакальное желание «извергнуть» из себя съеденное путем вызова приступов рвоты или постановкой очистительных клизм.
- Регулярные скачки веса.
Болезнь обжорства — это такая же зависимость, как наркотическая, алкогольная, игровая. Каждый приступ неконтролируемого поведения во всех этих видах зависимости больной оправдывает какими-либо личными жизненными сложностями: разочарованием, расстройством, неудовлетворенностью. Человек, по сути, «заедает» проблемы, считая их первопричиной, тогда как они — следствие.
Психические расстройства вытекают из неправильных жизненных ориентиров, пошатнувшейся духовности.
Экскурс в историю
Рабство, в которое попадает чревоугодник, известно с древнейших времен. Тело — дом души, в котором ей должно быть комфортно развиваться и совершенствоваться. Наше жилище всегда служит нам, но не наоборот. А порочная страсть к пресыщению едой приводит к парадоксу: господин становится слугой своего раба. Желудок — хозяин, а человек — его слуга, то есть, по сути, раб.
До Рождества Христова
Как сказано в Книге Бытия, Господь, посмотрев на землю, увидел, что человеческая плоть подавила дух, то есть частицу Бога в человеке. Поэтому случился всемирный потоп. Продолжать свое существование допотопная цивилизация просто не могла — это потеряло смысл. Когда дом пустеет без хозяина, какой в нем толк? Если тело покидает Божественная искра, оно становится прахом. Сотворив себе кумира из материальных благ и плотских удовольствий, человечество погубило само себя.
История Древнего Рима ознаменовала себя не только великими творениями искусства и философскими трактатами, но и вседозволенностью и приоритетом плотских наслаждений. Высшие слои римского общества предавались пороку чревоугодия так, что иначе как абсурдом это назвать сложно. Попадая на празднество в богатый дом, рабы желудка стремились отведать все блюда, выставленные на столах. При господине присутствовал слуга со специальным тазом в руках. Когда господин набивал чрево до предела, слуга щекотал ему горло гусиным пером. Извергнув из себя все сожранное, сластолюбец набрасывался на еду вновь. Таких называли гурманами.
Не отставали от римлян и древние греки. Поэт Филоксен (V-VI в. до н.э.), автор популярных в то время дифирамбов, был обжорой. Он обладал «милой» привычкой вламываться вместе со слугами в те городские дома, откуда доносился запах готовящейся еды. Слуги довершали процесс готовки, а Филоксен сжирал блюдо.
Период после Рождества Христова и современность
На средневековых ярмарках среди простолюдинов популярны были своего рода турниры по поглощению пищи. Элита тоже была не прочь сделать из еды культ. Для английского короля Генриха VIII государственные дела были лишь обязаловкой, а жизнь начиналась за столом! Генрих даже урезал себе часы сна, лишь бы успеть съесть как можно больше. Его «конкурент» из Франции, «Король-Солнце» Людовик XIV, несколько литров супа закусывал телячьей полутушей. А их товарищ по несчастью, шведский монарх Адольф Фредерик, и вовсе от обжорства скончался. Говоря о российских чревоугодниках, одним из первых вспоминают знаменитого баснописца «дедушку Крылова», который не наедался даже на дворцовых пиршествах и жаловался, что покидал их голодным. Одутловатый, тучный, в вечно заляпанном жиром камзоле, этот талантливый человек превратил свое тело в безобразный больной мешок.
Чревоугодием страдали многие знаменитости. Гюстав Флобер, автор бессмертной «Мадам Бовари», имел от природы привлекательную внешность, но, повзрослев, перестал узнавать сам себя. Друзья писателя стыдились сидеть вместе с ним в ресторанах, потому что жуткое зрелище пожирания большого количества еды приятным не назовешь. Флобер расстегивал все застежки на одежде и даже стаскивал ботинки, чтобы ничто не мешало процессу поклонения идолу — собственному желудку. Среди прочих знаменитых обжор достаточно назвать Александра Дюма, Гете, Брамса, «короля музыки» Георга Генделя… Не миновала сия пагубная страсть и наших современников, например, Элвиса Пресли. Талантливый американский певец к концу жизни постоянно «заедал» депрессии, которые от этого лишь усугублялись.
Сегодня, когда СМИ вовсю навязывают народу пропаганду плотских удовольствий, когда лозунги «Бери от жизни все» и «Вы этого достойны!» стали жизненным кредо миллионов, запутаться в паутине смертных грехов, в том числе греха чревоугодия, просто. Архимандрит Рафаил (Карелин) сказал о нашей современности так: «История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон — над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней».
Жертвами фаст-фуда становятся и взрослые, и дети. Вкусовые добавки, призванные «подсадить» человека на определенные виды пищи, вместе с неуемной рекламой «достойного» образа жизни делают свое черное дело. Оказывается, вкусной и «очень вкусной» обязана быть даже великопостная еда. Таким образом, искажается истинный смысл многих вещей, у людей отнимаются последние зацепки, способные как-то сохранить духовное начало. Об этом еще будет сказано ниже.
Причины неконтролируемого обжорства
В основе чревоугодия могут лежать разные причины. Медики называют физиологические и наследственные факторы, социологи — культурные, психотерапевты — расстройства психологического характера. Однако первопричиной всего является фактор духовный.
Духовные причины
Никакая пища сама по себе не может быть греховной. Пища дана человеку для поддержания во здравии тела как сосуда для души. Греховным является использовании пищи в противоположных целях — для засорения и разрушения тела.
Человеческое тело— это инструмент, посредством которого душа, пребывая на Земле, может проявить себя, контактируя с миром с помощью речи и действий. Без тела в земных условиях это было бы невозможным. То есть земной человек есть симбиоз духа и плоти, в котором плоть призвана помогать каждой душе заявлять о себе. Однако плоть коварна и всегда стремится поменяться ролями с духовным началом. Образно сказано об этом в проповеди Архимандрита Рафаила (Карелина): «Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму».
Чревоугодник оправдывает свою пагубную страсть неустроенностью жизни, бытовыми неурядицами, «несовершенствами мира», которые якобы мучают его, проблемами в личной жизни — да чем угодно! Бывают и оправдания другого рода: у обжоры нет особых проблем ни в чем, но страсть к удовольствиям, стремление получить как можно больше земных благ отодвигают необходимость духовной работы далеко в сторону. Как будет «там», никому неизвестно, а «здесь» нужно жить на полную катушку — примерно так рассуждает раб собственных страстей. Не умея или не желая работать над совершенствованием своей души, человек утешается услаждением плоти. Привычка потакать плотским желаниям постепенно истачивает дух, как червь дерево. Пороки растут и ширятся, связь с Небом все больше ослабевает, человек теряет способность размышлять о духовном.
«Где богатство ваше, там будет и душа ваша», — в этих Евангельских словах заключен весь смысл земного бытия.
Соблазн коварен и изворотлив. Даже во время постов люди стараются найти лазейки, чтобы усладить плоть путем обмана души. Некоторые, считающие себя по-настоящему верующими, перед постом ведут себя так, будто живут на свете последний день. Съесть как можно больше вкусного, скоромного, сладкого, так как потом будет «нельзя». Получается, что человек бросается задобрить плоть, усыпить ее бдительность. Однако дьявол хитрее, и тот, кто не может обуздать страсть сегодня, вряд ли сумеет это сделать завтра, несмотря на важность целей. Лазейки отыщутся всегда!
И уже постящиеся со смаком обсуждают, как бы повкуснее приготовить постное блюдо, какие добавки туда положить, чтобы оно по вкусу напоминало скоромное. Сборники рецептов для постного стола разлетаются как горячие пирожки. И получается, что смысл поста — победа духа над плотью — полностью утрачивается, господин-желудок правит сознанием, тщательно маскируя истинные свои намерения. Смысл постных ограничений в том, чтобы хотя бы на это время человек не замечал еду, перестал быть ее рабом.
Физические причины
По исследованиям медиков, третья часть от общего количества людей, страдающих от переедания, имели родственников с тем же синдромом. Но связано это не столько с генетическим фактором, сколько с семейными традициями и ошибками в воспитании. В таких семьях царил культ еды.
Эндокринные изменения в организме, по утверждениям врачей, могут привести:
- к повышению уровня лептина (гормона, ответственного за проявление чувства голода);
- к повышенному содержанию в организме кортизола (отвечающего за стрессовые проявления);
- к низкому уровню гормонов радости — серотонина и дофамина.
Приступы обжорства могут быть спровоцированы рядом болезней. Прежде всего это сахарный диабет, черепно-мозговые травмы, гипотериоз, шизофрения, ожирение.
Наказание за обжорство
Каждое наше действие, идущее вразрез с разумной целесообразностью, логикой, благом для телесного здоровья и, прежде всего, духовностью, рано или поздно бывает наказуемо. Наказание, исходящее от других людей или от государства (с применением соответствующего случаю законодательства) — это мера, касающаяся каждого члена социума. Но такие меры применимы не ко всем преступлениям. Вред, наносимый человеком собственному телу и собственной душе, наказывается совсем другими «инстанциями». В этом случае человек наказывает себя сам, попуская саморазрушение.
А как реагирует общество на проявление случаев чревоугодия? Существуют ли какие-либо меры, прямые или косвенные, для пресечения такого явления?
Законодательства зарубежных стран
Самой здоровой страной мира считается Япония. Японцы — почти сплошь долгожители, и этому способствует правильное питание: приоритет отдается рыбе и морепродуктам. Работники японских компаний перед началом рабочего дня обязаны выполнять комплекс физических упражнений. Диет как таковых японцы почти не придерживаются — здоровым является сам традиционный уклад их жизни. К толстым людям в этой стране относятся негативно. Японское государство борется с нездоровыми проявлениями всеми доступными мерами: рекламированием здорового образа жизни, повышенными налогами на продукцию фаст-фуда. А в 2008 году правительство даже приняло закон, запрещающий гражданам быть толстыми. Называется он «Метабо». Никакого уголовного преследования он не предусматривает, однако обязывает каждого японца от 40 до 75 лет каждый год посещать врача с целью измерения окружности талии. Если этот показатель завышен, гражданин в принудительном порядке проходит учебный курс здорового образа жизни. Тем компаниям, которые плохо следят за здоровьем персонала, «Метабо» налагает неподъемные штрафы.
Еще 10 лет назад коалиция федеральных служб США предложила ограничить продажу фаст-фуда лицам, не достигшим 18 лет. В Америке проблема ожирения остра, молодежи навязывается реклама вредной для здоровья еды и напитков. Это предложение так и не обрело силу закона. А в Швейцарии точки быстрого питания запрещены еще с 2012 года. Не дозволен фаст-фуд также в Исландии и Боливии. В Португалии законом запрещена продажа еды, содержащей высокие дозы соли, сахара и жира детям до 16 лет. Введен запрет на рекламу аналогичных продуктов в Великобритании, Новой Зеландии.
Доклад ОЭСР по проблемам ожирения содержит такие угрожающие данные: в течение ближайших 30 лет ожирение станет причиной преждевременной смерти 90 млн. человек, а продолжительность жизни сократится на три и более года.
Российский закон
А что же в России? Пока что в нашей стране нет действующих законов, ограничивающих продажу вредных продуктов питания, но разрабатываются инициативы по запрету рекламы подобной продукции. Комплексное практическое решение этой проблемы предложено Минздравом, который разработал Стратегию формирования здорового образа жизни населения на период до 2025 г.
Церковное наказание (епитимья)
Церковное наказание часто не понимается людьми верно. Его нельзя воспринимать буквально: провинился — получи за свое действие то или иное взыскание. Епитимья накладывается на человека для самовоспитания. Это, по сути, добровольное страдание во имя искупления тяжкого греха, совершенного при жизни земной, чтобы не «тянуть» его за собой в жизнь вечную.
Церковное наказание — это самосовершенствование, очищение и возвышение души, а не ответный удар высших сил за провинность.
Под епитимьей подразумевается назначенное послушание, своего рода лекарство для больной души. Строго очерченного списка епитимий не существует. Епитимья не должна быть непосильной для человека, потому что это целебное средство, призванное не отвращать человека от Бога, а приближать к нему. В наше время епитимья чаще всего означает исполнение ежедневного молитвенного правила. За грех чревоугодия священником может быть наложено послушание в виде соблюдения поста, сопровождающееся, конечно же, молитвами.
Понятие булимии
Под булимией в медицине подразумевается заболевание, имеющее в своей основе нервно-психическое расстройство, проявляющееся в неконтролируемом употреблении пищи. Больной подвержен приступам обжорства, с которыми он не может справиться самостоятельно. Мучительный голод сопровождается слабостью и даже болезненными ощущениями. Человек при этом страдает от чувства вины, переходящего в депрессию.
Заболевания, вызывающие булимию
Нередко булимия — результат заболеваний, которыми уже страдает человек.
- Депрессивные состояния. Постоянную психическую подавленность больной «заедает» огромным количеством пищи.
- Ожирение. Попытки сбросить вес часто сопровождаются намеренным вызовом рвоты, постепенно приводящим к приступам обжорства.
- Шизофрения, при которой человек негативно относится к своему телу. Это приводит к навязчивому желанию вызывать рвоту с целью похудения и «улучшения» своего тела.
- Сахарный диабет. Нежелательные реакции может вызывать ввод в организм инсулина (побочный эффект).
- Травмы головы, провоцирующие кровоизлияние в мозг. Часто поведение человека после этого становится неадекватным.
- Алкоголизм и наркомания. Когда человек «завязывает» с приемом этих веществ, он может компенсировать эту зависимость другой зависимостью — пищевой.
Диагностика заболевания
Прежде чем будет назначено лечение булимии, врач проводит диагностику, включающую в себя:
- опрос больного;
- сбор анамнеза (фактов перенесенных и имеющихся заболеваний);
- выявление трех и более признаков булимии;
- сбор крови на биохимический анализ и определение уровня сахара;
- назначение разных видов аппаратурной диагностики;
- общение с близким окружением больного, позволяющее выявить скрытые причины.
После сбора всех этих данных утверждается диагноз.
Интересные факты про обжорство
История знает немало печальных примеров, когда естественное человеческое желание поесть было доведено до абсурда. Особенное отвращение вызывают пищевые состязания, которые скорее напоминают истязания собственной плоти.
В Итальянском городе Рочелла каждый год собираются рекордсмены по поеданию макарон. А в итальянском же Геркураго в 1992 году некий гражданин Каренини стал самым знаменитым пожирателем спагетти всех времен и народов: ему потребовалось всего 30 секунд, чтобы сожрать трехсотграммовую порцию! Италия – лидер в проведении подобных мероприятий: в Риме соревнуются в поглощении мороженого. Рекорд — 4 килограмма за 1мин. 48 сек. Есть в этой стране и свой «человек-цистерна», умудряющийся заливать в себя в течение дня 50 л воды. А британцы бьют рекорды поглощения блинчиков с фруктовой добавкой. Есть чемпионы и среди поглотителей бананов. Андалузскому крестьянину полезли в глотку 50 килограммов этих тропических фруктов в течение одного часа! Жители Баварии, знаменитые пивоманы, проводят состязания по питью этого пенного напитка. Причем нередко победителями становятся женщины.
Человеку со здоровой психикой и адекватными взглядами на жизнь трудно понять смысл подобных увеселений. Поневоле вспоминается рассказ А.П. Чехова «Глупый француз», в котором клоун французского цирка, гастролировавшего в Москве, был поражен количеством поглощаемой посетителями трактира снеди. Смех сквозь слезы…
Как бороться с булимией (духовный аспект)
Согласно учению Святого писания, победить любой грех возможно лишь через молитву и соблюдение поста, то есть через усмирение плоти и преодоление соблазнов.
Чревоугодие включает две страсти — чревобесие и гортанобесие. Первое означает постоянное агрессивное требование плоти пресыщения едой. Второе — требование только вкусных, лакомых кусочков, изысканной пищи, то есть услаждения гортани. К пагубной страсти чревоугодия относится также тайноядение. Обжорство «собирает» вокруг себя многие грехи. Любая страсть никогда не проявляется в чистом виде, на нее, как мухи на мед, «слетаются» другие страсти, и порочный круг замыкается… Чревоугодие почти всегда сочетается с грехом гнева, скупости, лжи, тщеславия.
Можно ли преодолеть в себе эту убивающую душу и тело страсть? Можно! Для этого перед тем, как сесть за стол, нужно в молитвах просить Господней помощи в усмирении домогательств собственного чрева.
Три причины, почему от обжорства нужно избавиться прямо сейчас:
- Помните! Святое писание предупреждают, что люди, подверженные пагубным страстям, в том числе страсти чревоугодия, не могут войти в Царство Божие.
- Мы не знаем времени окончания своего земного пути — это ведомо лишь Господу. Поэтому откладывать борьбу со страстями “на потом” нельзя: можно просто не успеть.
- Каждый день, отданный во власть соблазнам, все больше затрудняет наш путь к чистоте телесной и духовной. Выгребать горы накопленного годами мусора гораздо сложнее, а порой и не по силам. Загонять себя в яму, из которой вряд ли сможешь выбраться, право, не стоит.
Что можно сделать самому
Главное спасение от любых страстей — молитва об ограничении. Кроме того, как советуют духовные отцы, перед каждым употреблением пищи следует неуклонно ограничивать ее количество. Откладывать четвертую часть порции советует преподобный Дорофей. Следует также ограничить употребление возбуждающей аппетит и услаждающей гортань еды, а пряной, сладкой, жирной. Как только первичный голод будет утолен, нужно уходить из-за стола, несмотря на готовность съесть еще столько же. Бороться с дьявольским искушением — главная задача человека, решившего жить праведно. Не стоит за столом развлекать себя разговорами или чтением, а тем более есть у телевизора и компьютера.
Осквернять свое тело греховными страстями — это значит не уважать Бога. Пища дана человеку во здравие, и умеренное и разумное ее потребление способствует здоровью тела как «храма души». Ученики Христа после Его Воскрешения собирались за столом и говорили о Нем и Его учении. Этот факт является самым ярким показателем, что пища дана человеку для совершенствования духа, для чего необходимо иметь здоровое и чистое тело, ведь в нем живет на Земле душа.
Наталья Терёшина
Последние статьи автора Наталья Терёшина
- Первая одежда первых людей - 15.07.2020
- Почему Адам и Ева съели яблоко - 17.06.2020
- Болезнь обжорства, ее предпосылки, причины и последствия - 23.05.2020
А сленговое слово “впаривается” нельзя ли было заменить на нормальное слово русского языка?
Заменили)