Книга

Как начинать исповедь перед батюшкой? С каких слов?

Не всегда легко начать разговор с каким-то человеком, а начать разговор с самим Богом часто бывает в разы сложнее. Когда начинающий христианин приходит к Исповеди, то часто теряется и не знает, что сказать. Хорошо, когда есть опытный священник, который сам начинает спрашивать или просто подводит человека к доверительному спокойному «монологу», как иногда, по ошибке, называют общение с Богом. Ведь мы не слышим ответ от Господа в той форме, в которой привыкли вести диалог между людьми в нашем обычном мире. Но Бог отвечает нам другим языком, который нужно учиться слышать и видеть.

Все чаще встречаются случаи, когда стыдно и мы не можем начать исповедовать свой грех. Возможно, мы просто только пришли к вере и нужно переступить через себя, чтобы поверить в Таинство Покаяния и Его действенную силу, осознать важность этого обряда.

Называют самые разные причины такого стыда, у каждого они свои. Но, несмотря на это, нужно приходить к Исповеди, раскаиваться в своих грехах и становиться лучше. В этой статье можно найти ответ на вопросы об Таинстве Покаянии и о том, как начать исповедь перед батюшкой.

Что особенно важно в начале духовной жизни

Путь души к Богу чрезвычайно сложен. Но ведь обучиться музыке, живописи или стать профессионалом в каком-либо виде спорта тоже непросто. Нужно пройти через различные трудности и преграды, научиться находить ту самую нужную ноту, тот самый необходимый оттенок или ту самую силу удара/прыжка. Так и в духовной жизни. Нужно всегда знать меру и находить правильный, истинный, но также и тернистый путь.

Больше всего, как подмечали еще святые отцы, препятствует людям гордыня и самолюбие. Эти страсти уводят ищущего человека, а тех, кто и вовсе не пытается достигнуть Истины, поглощает во мгновение.

Для борьбы со страстями необходимо желать Правды и стремится к ней. Нужны еще опыт тех, кто нашел путь (Святые отцы Церкви) и, желательно, иметь опытного наставника (духовника). Если нет духовника, то просто стоит следовать советам святых, ведь все страсти, грехи и способы борьбы с ними уже давно изложены в трудах духовных людей. Например, святитель Игнатий Брянчанинов, авва Дорофей, Ефрем Сирин, Паисий Святогорец, Феофан Затворник и еще много угодников Божиих. Конечно же, Святое Писание – это основа всех путей истинного православного христианина, там можно найти ответы на все вопросы.

Святые отцы о Покаянии

Все законы и правила, вся духовная практика и пути спасения основаны на двух Заповедях:

Получается, грешник – это тот, кто не любит Бога и ближнего. Мы можем многого достичь, но, если не будет в нас любви, то мы «медь звенящая или кимвал звучащий» (Кор.1-е, 13:1).

Но как достигается эта любовь?

Как говорит св. Максим Исповедник:

А также через борьбу с грехами и победой перед пороками. Борьба же начинается именно с Покаяния – то есть, раскаяния в своих согрешениях:

Это трудный и долгий путь, но это есть спасение. Здесь нужно упражняться и не сдаваться. Быть готовым к падениям и поражениям. Всегда наставляться разными творениями святых отцов и все время совершенствоваться.

Советую несколько хороших православных книг об Исповеди и Покаянии:

  • Блаженный Августин, «Исповедь».
  • Святитель Амвросий Медиоланский, «О покаянии».
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов), «Плач мой».
  • Святитель Феофан Затворник, «О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни».
  • Архимандрит Иоанн Крестьянкин, «Опыт построения исповеди».

Покаяние и Исповедь

Человек склонен ко греху, он постоянно грешит. Если основа каждого поступка не любовь, а что-то другое, то несомненно, каждое наше дело, каждое наше слово и каждая мысль имеет в себе какое-то зло, лукавство и скрытый обман.

Вот когда мы начинаем осознавать нашу греховность, то становится страшно, и мы хотим исправиться. Господь даровал нам совесть, благодаря ей мы не погибаем в согрешениях, а получаем шанс спастись. Она всегда где-то в глубине сердца кричит и возвращает нас к Истине. Когда нам стыдно, мы хотим исправиться и просим прощения у Господа – это и есть Покаяние. Оно может возникнуть в любой момент, тогда нужно мысленно произнести молитву:

Также существует домашнее Покаяние – ежедневное исповедование прегрешений. Последняя молитва вечернего правила так и называется – «Исповедание грехов повседневное». Еще нужно приучать себя следить за собой и своими поступками, писать записки на Исповеди и мысленно в конце дня воспроизводить все, что произошло, вспоминая, какие проступки совершили.

С этими списками стоит идти на Исповедь, чтобы исповедовать их перед Господом и священником в Таинстве. Помните, что батюшка только совершает Таинство, он посредник, который руками Божьими может отпустить грехи. То есть совершает видимые действия, но само Таинство происходит только через Всевышнего.

Сейчас существует практика исповедоваться перед Причастием, но привязывать этот обряд к Евхаристие не стоит. Каждое из этих священнодействий – отдельное и самостоятельное Таинство Святой Церкви, которые принято проводить вместе, чтобы подходить к Телу и Крови Христа с чистым сердцем. Но как Исповедь может проходить без Причастия, так и к Причастию можно подходить без Исповеди. (если человек ведет активную духовную жизнь, постоянно приобщается Тела и Крови христовых и имеет благословение духовного отца)

Зачем нужно исповедоваться?

Многие не хотят ходить на Таинство Исповеди в церкви, аргументируя это тем, что исповедуются напрямую Богу. Что же, можно только порадоваться тому, что они настолько достигли святости, имеют такой уровень богообщения, а также настолько осознают всю глубину своей греховности, что могут каяться перед Богом без помощи Церкви.

Ведь речь не идет о просто зове совести, когда стыдно и ты просишь у Господа прощения. Имеются в виду действительно покаянные молитвы о прощении всех согрешений. При этом просто вычитка длинных церковнославянских молитв с не всегда понятными словами вряд ли имеет отношение к подлинно искреннему раскаянию. Такая «Исповедь непосредственно Богу» ограничивается угрызением совести и нерадивым признанием в том, что «кажется, я был не совсем прав». При этом о стремлении к Богу, естественно, речи не идет.

И в личной покаянной молитве ничего плохого нет, но молиться «в пустоту» бывает очень сложно. Нужно всегда памятовать о том, кому и зачем мы воздаем моления. Мы ограничиваемся только собственными представлениями. Но картинка внутри нас часто может завести нашу душу совсем не туда, куда следует. Находясь рядом со священником, мы не только видим, что Исповедь услышана, но и можем получить от него наставления и помощь в решении какой-то проблемы.

Цель Таинства Покаяния не просто в перечислении своих плохих поступков, а в том, чтобы получить прощение и возможность победить страсти и пороки, восстановить падшую природу и стать ближе к Творцу.

Как часто нужно исповедоваться?

Определенного правила частоты Исповеди нет, это все абсолютно индивидуально. Но чем чаще – тем лучше. Тогда человек приобретает привычку следить за своей жизнью, поступками, словами и мыслями. Появляется возможность организовать и направить свою жизнь в правильное русло, ему становится намного легче бороться с той или иной страстью. Конечно, войну с грехами лучше начинать с малого и понемногу, чтобы не сдаться с самого начала.

Митрополит Антоний Сурожский провел интересную параллель греха с луковицей. Сердцевина молодой луковки сладкая и приятная на вкус. В период развития у луковицы появляются листочки, от которых многие плачут. Их много, и они становятся все больше и больше. Так и человек с каждым годом понемногу накапливает грехи, «обрастает» ими. Потом нужно со слезами, прилагая усилия со всех сторон, очищать «луковицу» нашей души. В этом нам помогает Господь Бог наш через Таинство Исповеди.

Если на исповеди человек не вполне чувствует сердечное раскаяние – могут ли проститься ему грехи?

Бог милостив, поэтому прощает. Правда, это прощение, так сказать, в долг, с надеждой на полное раскаяние. Ведь осознавать свой грех – это уже большой шаг, начало покаянного пути. Раскаяние – финишная прямая, к которой хочет дойти каждый православный христианин. Человек не лжет, когда называет свой проступок грехом, который по всем соображениям кажется и считается злом, но при этом совесть не мучает. А что же делать, если нет зова сердца, покаянных слез? Просить прощения, разрешения грехов и наставления от Церкви в лице священника.

С каких слов нужно начинать Исповедь?

Придя к Таинству Исповеди, нужно, выслушав специальные молитвы, которые читает батюшка, подойти к аналою, поцеловать Крест и Евангелие и, склонив голову под епитрахилью (часть облачения священника, которое он возлагает на исповедника), начинать исповедовать свои согрешения.

Определенной формы, как правильно приносить раскаяние, нет. Ведь это очень личное и сокровенное, которое идет от сердца. Но есть примерные слова, из которых легче построить свое Покаяние.

К примеру, начинать можно со слов:

  • «я, раб/раба Божья (имярек), грешна в…»
  • «каюсь в …»
  • «Господи прости, согрешил/согрешила в …»
  • «прошу прощения у Бога и людей за свои грехи: …»

Самые простые слова могут помочь человеку переступить какую-то невидимую преграду и получить разрешение своих согрешений.

Также нужно начинать называть сначала самые тяжкие грехи, чтобы не упустить. Когда их расскажешь, сразу же становится легче и другие называть.

Еще не стоит в подробностях описывать то, как вы нагрешили, если для Вас эти детали не кажутся действительно важными.

Не нужно снова называть те прегрешения, в которых вы уже каялись, если вы их больше не совершали.

Если трудно сосредоточиться и не волноваться, то можно написать записочку со списком согрешений и прочитать ее.

Как заканчивать Исповедь?

В конце можно сказать просто:

  • «согрешил делом, словом и помышлением. Прошу прощения у Господа»
  • «Каюсь во всех грехах, ведомых и неведомых»
  • «Молю, Господи, помилуй меня и помоги»
  • «Прошу прощения и разрешения у Бога и у тебя, честный отче»
  • «Все, что помнил/помнила, назвал/назвала. Прости, Боже мой, все ведомые и неведомые согрешения и помилуй меня, грешнаго/грешную»

Так можно дать понять батюшке, что вы назвали все прегрешения. Он может как просто прочитать разрешительную молитву, так и задать какие-то вопросы или дать духовные наставления. Иногда за тяжкий проступок во исцеление души и тела дается епитимья. Это посильное, то есть, то, которое человек может выполнить, наказание для прошения какого-то прегрешения.

Также, если кающийся готовился к Причащению, его могут как допустить к Евхаристии, так и сказать, что еще не время и нужно лучше подготовиться.

После разрешительной молитвы нужно поцеловать Евангелие и Крест, сложить руки на благословение (правую на левую, ладошками вниз), поцеловать руку священнику после благословения. Тогда Исповедь считается завершенной.

Какие вопросы может задать батюшка

Иногда, видя, что человек волнуется, священник может взять все в свои руки и задавать вопросы, что вывести на диалог. Иногда задает их, чтобы разобраться в ситуации и понять, кается исповедник или нет. Бояться их не стоит, так же отвечать только правду.

Эти вопросы зависят от ситуации и тяжести содеянного, к примеру:

  1. Грешен ли ты?
  2. Простила ли всех?
  3. Ты потом исправил все? Подошел попросил прощение?
  4. Не повторяла ли ты этого греха снова?
  5. Не забыл ли чего?

Очень частый вопрос: «Готовился/готовилась ли ты ко Причастию? Вычитал/вычитала ли все молитвы?», чтобы допустить или не допустить к Евхаристии.

Священник может сказать, что вы еще не готовы к принятию Святых Христовых Таин, дать епитимью для исправления или дать вычитать все молитвы. Это на рассуждение на священника, но чаще всего спокойно допускают к Причащению.

Можно ли задавать вопросы священнику?

Если человеку что-то непонятно, то не просто можно, а даже нужно задавать вопросы. Просто при этом необходимо контролировать, чтобы Исповедь не переросла в обычное духовное советование. Исповедь – это раскаяние в своих грехах, а не просто случай получить полезную информацию. Некоторые вопросы, возможно, вы можете сами решить, поискав ответа в книгах или на разных православных интернет порталах. Но забудьте о фильтрации информации.

Иногда у батюшки нет возможности ответить на интересующий вас вопрос из-за большого количества людей или потому, что служба идет. Можно спокойно подойти после богослужения и попросить поговорить в тихой обстановке, если духовный отец никуда не спешит.

Можно ли писать записку на Исповедь?

Иногда без записки не обойтись, ведь бывают у людей проблемы с памятью, или список чрезвычайно велик, или просто так легче продумать исповедальную речь, если вдруг не знаете, с каких слов начать приносить Покаяние. Поэтому такая традиция является довольно популярной. Люди либо перед самим Таинством, либо в течении всего времени от Исповеди до Исповеди пишут на листочке перечень совершенных согрешений. Есть практика носить с собой специальный блокнот, чтобы была возможность в любой момент дописать что-то, или в конце каждого дня вспоминать свой день и анализировать поступки. Приходя к священнику, они читают этот список или же по каким-то причинам дают прочитать батюшке лично. Важно писать таким почерком, чтобы можно было прочитать при любых условиях (под епитрахилью или поспешно, если много людей еще хотят исповедоваться).

В чем минус такого способа? Часто теряется благоговение. Такая исповедальная речь может просто читаться на автомате без всякого сокрушения, поэтому нужно быть осторожным.

Советы приходящим исповедоваться

Исповедь – разговор с Богом. Важно, чтобы вы сами понимали сказанное Вами.

Перед тем, как идти на Исповедь, перечитайте перечень самых распространенных грехов, вспомните свою жизнь и подумайте, какие прегрешения относятся именно к Вам. Если есть непонятные слова, к примеру, нега (приятные ощущения, желание их чувствовать), нужно узнать, найти ответ, что значит тот или иной грех. Чтобы не забыть, можно написать на листочке все, что вспомнили. Принято еще перед Таинством три дня поститься и воздерживаться, пытаясь переосмыслить свою жизнь. Не забудьте со всеми примириться и не держать ни на кого зла. Важно желать исправиться и стать лучше.

Речь кающегося на Таинстве Покаяния идет из сердца, ее нельзя внести в какие-то рамки. Человек должен забыть про стыд, ведь это не должно стать препятствием на пути исцеления. Господь и так знает наши пороки, но ждет, чтобы, осознав свою вину, мы пришли просить прощения и сил на борьбу со страстями. Стыдиться и бояться – значит неискренне раскаиваться. Ведь, придя к врачу, вы снимаете одежду даже через стыд, лишь бы он вас вылечил.

Точно так же нужно поступать в случае, если священник Вам кажется недостойным или слишком грешным. Например, когда становится известным какой-то порок священнослужителя, прихожане перестают ходить к нему на Таинство. Но, если человек в священническом сане, чтобы он ни сделал, для других людей, которые от его руки принимают прощение, благодать и сила Таинства все та же. Это Бог через него отпускает прегрешения. Поручи (небольшие повязки, обвязанные у запястья батюшки) – это символ, что священнослужитель не своими руками совершает все действия, а Божьими.

Не пытайтесь самооправдываться. Если уже приходите со своим покаянием, то с мыслью, что Вы последний грешник. Разве будете Вы прощать обидчика, если придет к Вам после ссоры и скажет: «Прости, но все из-за того, что ты все не так сделал, как я хотел» или что-то подобное. «Я согрешила гневом и раздраженностью, но, если бы не Васька, я бы не грешила. Это он все». Разве это христианское раскаяние? А многие люди приходят и так каются. Поэтому нужно учиться всегда, в каждой ситуации искать свою вину и смиряться.

Необходимо начинать следить за своей жизнью и поступками, чаще исповедоваться. Тогда мы научимся не только смотреть внимательно за собой, быть более рассудительными и внимательными, но и получим возможность организовать правильней образ жизни, поменять его к лучшему, начать настоящую борьбу со страстями.

Пример исповедальной речи

Грех – это осознанный поступок, проявление страсти на деле. Нужно просить прощения за конкретные грехи. Не называть подряд сами страсти (гордость, чревоугодие). Страсть – это чрезвычайно устойчивая зависимость человеческой воли, так можно на всю жизнь одну исповедь себе написать. Исповедоваться следует в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены.

Исповедь – это то таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах и с этого момента наша жизнь должна начаться заново. Это и есть то чудо, которое в таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда в прошедшем времени. Не следует говорить: «Я обижаю ближних», нужно сказать: «Я обижал ближних», потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.

«Господи, каюсь в своих грехах. Гордилась и хвалила себя за каждый маленький хороший поступок, одолевали меня блудные помыслы и желания, нелюбовь к ближним, осуждала других, поддерживала обсуждения поступков других людей, ссорилась с мужем часто по пустякам, не могла промолчать и смириться, оправдывала себя и не хотела первая просить прощения, в суете забывала о больной маме, не звонила, не спрашивала о ее здоровье, утром и вечером не успевала помолиться, а когда встала на молитву, то либо думала о чем-то постороннем, либо засыпала на ходу, на прошлой неделе ушла со службы раньше окончания, во время очищения прикасалась к иконе. Прошу прощения за все содеянные грехи, ведомые и неведомые.»

Или:

«Согрешил тем, что сомневался в вере, осуждал священников, гордился, думал, что много знаю и многого достиг, грубил и невежественно относился к другим людям, огорчал супругу, изменял ей и срывался на ней, не принимал участие в воспитании детей, на работе обманом присваивал себе чужие заслуги, проводил разные махинации с деньгами, ругался матом и гневался при малейших неурядицах, надеялся только на себя, помогал другим только для вида и чтобы угодить кому-то выше нас по статусу или положению в обществе, не потерять мирской авторитет, часто упивался до пьяна и приставал к противоположному полу, в мыслях страшно блудил, а еще завидовал и осуждал, скупился, был неблагодарен близким, которые терпели мои загулы, жестоко обращался с животными. Грешен и прошу прощения у всех: и у Бога, и у людей, которых обидел.»

Где и как научиться святому Покаянию

Покаяние – это не просто голос совести. Это еще и проявление Любви к Богу и ближним. Ведь раскаяние ведет за собой и исправление, мы пытаемся больше не огорчать ни своего Создателя, ни тех, кто дорог нашему сердцу. От этого так тяжко бывает начать этот путь исправления жизни, ведь бесы не отпустят так просто душу.

В первую очередь нужно постараться найти себе опытного духовного отца, который сможет направлять и наставлять на всех этапах изменения всего существа и всей жизни. Если не найдется такого, то можно использовать более трудный, но никак не менее действенный способ – идти за учением Святых Отцов Церкви. Выше уже было указано несколько известных праведников, которые оставили творения с описанием своего пути ко Христу. Можно разве что дополнить список, хотя назвать всех угодников Божиих будет сложно. Исаак Сирин, Амвросий Медиоланский, Василий Великий, Силуан Афонский, Иоанн Лествечник, Петр Дамаскин, Макарий Великий, Иоанн Кронташтадский, Варсонофий Оптинский, –  читая их труды, православный христианин наставляется и научается правильному пути к Богу.

Важно также иметь желание исправиться и не сходить с этого пути. Понятно, что есть падение и взлет, мы падаем и поднимаемся вновь. Главное, не прекращать вставать вновь и вновь. В своей книге «Монастырь в миру» протоиерей Валентин Свенцицкий говорит, что если решить изменять свою жизнь, то нужно это делать до конца, иначе, бросив, вернуться на тот же путь будет сложнее, нежели было вначале.

Еще никогда не начинать хвалить себя за то, что ты как бы там достиг. Хотя на самом деле топчешься на месте, только песок разгоняя. Надо всегда помнить о своей греховности и недостоинстве.

Покаяние нужно искать в Любви, в добрых делах и в разных добродетелях. Например, помогая нуждающимся, мы понимаем, что все не так, как иногда нам кажется. Или же, если где-то промолчать и смириться, то на сердце становится легко как-то и удивительно спокойно. Если каждый день начинать вставать рано и молиться, ночью уделять время для молитвы, то становится заметна помощь Господа во всех наших житейских делах. Если больше уделять времени близким и проводить время вместе за какой-то работой, помогая друг другу, то отношения в семье становятся теплее. Если перестать употреблять бранные слова и начать больше читать, то речь значительно улучшится, даже самому станет приятно себя слушать. Это такие простые истины, но если их воплотить в жизнь, то намного легче станет жить. Душа, наконец-то, начнет обретать покой. Можно долго оправдываться, говоря, что нет времени на все эти дела, но вы попробуйте сделать хоть что-то. Хотя бы разок промолчать во время какой-то семейной ссоры и просто обнять супруга/супругу, Господь это увидит и поможет в дальнейших свершениях.

Научитесь всегда благодарить Бога за все. Когда начинаешь замечать Господа в своей жизни, Его промысел и то, как оберегает Создатель свое создание, то невозможно не удивится Любви Бога. Господь нас настолько любит, что даже после всех наших падений принимает и восстанавливает, никогда не оставляет. Если благодарить Бога за все и предаваться Его Святой воле, то человек учится смирению и послушанию не только в духовном плане, но и в обычной жизни. А за этими добродетелями стоит путь к Истинному Покаянию.

Заключение

Подведем итоги. Если вы уже приняли решение идти к Христу, начать борьбу со страстями и исправить свою жизнь, то следует, предаваясь в руки Божьи, не сходить с намеченного пути. Пусть даже придется падать, а потом снова подниматься. Всегда нужно быть готовым, как говорил Никодим Святогорец, «идти с Сыном Человеческим не только на Фавор, пребывая в Благодати Духа Святого, но и на Голгофу, претерпевая мучения и оставление». Нужно помнить, что Господь милостив и никогда не оставляет тех, кто хотя бы пытается идти к Нему.

Поэтому даже если не знаете, как правильно начинать Исповедь, с какими словами подходить к священнику, следует идти и говорить от чистого сердца, надеясь, что Бог откроет нам, что нужно сказать.

5/5 - (4 голоса)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *