Каждая минута нашей жизни должна быть направлена в сторону Бога. Через Покаяние, постоянное приобщение к Евхаристии, стяжания добродетелей христианин делает свои маленькие шаги к Господу.
Весь этот нелегкий путь спасения начинается именно с раскаяния в своих согрешениях. Человек, вкусивший Благодать Святого Таинства, не сможет оставить свою жизнь прежней. Его душа будет стремиться к Свету, будет появляться желание менять привычную греховную обстановку на что-то иное, новое, неземное. Этот процесс изменения жития своего сложен и непрост, но какая радость ждет того, кто пройдет этот путь до конца.
О грехах, раскаянии, Исповеди написано много разных поучений, проповедей. Внешние грехи увидеть не сложно, верующие и сами их знают и могут распознать. На первых порах своей православной благочестивой жизни христианин борется с ними. Конечно же, терпит поражение, но снова встает и продолжает борьбу. Господь дарует мужество и силы на эту духовную войну. И с каждой победой человек чувствует огромное внутреннее облегчение, душа ощущает свободу, примиряется с Творцом и ближними. Вот так обычно входит христианин в тайный мир Божественной Любви.
Но, если внешние явные свои пороки и страсти видны сразу и бороться с ними начинаешь сразу, то скрытые грехи нужно постараться увидеть и борьба с ними будет сложнее. Какие прегрешения считаются скрытыми? Не только те, о которых человек просто не знает, это такие постоянные духовные болезни. Они уже вошли в привычку и человек может их даже не замечать. Немощные, мы с ними уживаемся и часто трудно нам расстаться с ними. Это очень опасные грехи и необходимо постоянно им противостоять.
ГРЕХ, ЕГО ПРИРОДА
Начинающий верующий, имея некие малые победы, стоит на своеобразном распутье дорог. Ему нужно принять решение, как он будет дальше продолжать свой путь: грехи прощены, но страсти еще живы. Необходимо решить – дальше продолжать свой тернистый путь или ублажать себя мыслью, что ты уже многого достиг. Христианин должен помнить, что духовная война для человека будет продолжаться до конца, пока жива плоть.
Враг действует тонко, человек, ищущий комфорта и полного покоя на земле, начинает считать, что чего-то достиг. У него даже появляется воодушевление, внутренние силы, сердце становится горячим во многом. Но этот человек не замечает свои страсти, говоря: «Да, согрешил плохими помыслами, немного обидел кого-то, но, в целом, не сильно я грешен. Так ведь все живут. Зато сколько хорошего я сделал». Возможно, он действительно сделал много добрых дел, даже считает себя отчасти грешным. Но ведет ли это самообольщение к Богу? Зачастую очень трудно распознать, что именно — Благодать или вот такая гордыня наполняет сердце. Тут нужен большой духовный опыт и смирение, которое поможет признать свою неправоту.
Безусловно, важно с самого начала правильно начать свой духовный путь. Сразу осознать, с чем мы боремся, всю глубину темного мира зла и увидеть истинное лицо наших страстей и грехов.
Грех, в первую очередь, – это непослушание человека Слову Божьему. Понимание понятия греха – это обязанность каждого верующего, и оно применимо только в религии. Не может достоверно рассуждать о греховности и зле тот, кто отрицает и не признает Господа, то есть Доброту неисчерпаемую.
Человеческая природа склона к греху. Это можно увидеть каждый день, когда перед нами стоит выбор. К примеру, посмотреть фильм или почитать Священное Писание? Сколько людей добросовестно, с большим желанием, выберут Евангелие или Ветхий Завет. Немногие. Такой выбор у нас есть в каждой ситуации: продолжить спор или промолчать, разозлиться и накричать или простить, пойти на богослужение или заниматься своими делами… Сколько раз мы будем выбирать по совести?
Каждый, конечно же, выбирает более комфортный вариант. Такая немощная наша природа. Принимая учение Христа, мы не избавляемся от своего естества. Но у нас появляется поддержка в этой нескончаемой борьбе. Нам даруются силы и желание идти к победе. Этот бесценный дар нужно хранить и применять в жизни.
ЗНАЧЕНИЕ ИСПОВЕДИ
Известно, что в Таинстве Крещения прощают все согрешения. Но на своем жизненном пути человек не только побеждает, но и терпит поражения. Падения, отступления под влиянием разных соблазнов и страстей сопровождают любого, кто пытается бороться. Душа получает ранения и болеет от этих проигрышей. Исцелить ее может только Господь. Он дарует нам возможность избавиться от нечистоты благодаря Таинству Исповеди.
К Покаянию нас призывает совесть и та мука, те страдания, которые мы часто испытываем в глубине сердца от совершенного греха. Милостью Божьей возникают эти чувства и не дают забыть о Правде и Истине. Поэтому мы нуждаемся в искренней Исповеди, как в возможности получить прощение прегрешений.
Важно помнить о том, что после разлучения души и тела (смерти), на третий день человек предстанет перед Господом на суде, где решится его судьба до Страшного Суда. Бесы начнут в тот момент выкрикивать все сделанные, вольные и невольные согрешения. Все наши действия и помыслы без исключения записываются во время нашей земной жизни. Вспомнят они все до малейших подробностей, особенно то, о чем человек даже не думал, то, что даже не считал за грех. И когда этот список будет очень велик, что будем делать? Значение Покаяния в том, что разрешенные грехи вычеркиваются из их черной записи и памяти. Будто не было. В этом и состоит сокровенная, божественная сила Таинства.
Если человек приходит к священнику с верою в Милосердие Божье, в действительность происходящего и с раскаянием во всех своих неправедных поступках, с желанием исправиться и служить Богу, то Милостивый Творец прощает свое создание и очищает его. Вспомним притчу о блудном сыне:
Так и Господь радуется о каждом пришедшем с чистым сердцем и желанием очиститься.
Также не нужно забывать о непрерывном Покаянии и желании стать лучше. Димитрий Ростовский пишет:
Не стоит надеяться на временное чувство стыда, которое принимается за подвиг. Этого будет недостаточно, чтобы смыть с себя всю скверну. Нужно желать преобразить всю свою жизнь и изменить ее к лучшему. Для этого нужно начать следить за собой и своими действиями, словами и мыслями. Мы так часто не замечаем своих пороков в самых привычных делах. В суете не видим Истину и забываем о Боге.
ЧТО ТАКОЕ «ПОСТОЯННЫЕ» ГРЕХИ
Многие верующие, которые часто исповедуются, сталкивались с ситуацией, когда на каждой Исповеди рассказываешь то же самое, что и в прошлый раз. Приходишь к священнику, а сказать то нечего – он уже, возможно, выучил и знает, что ты ему снова скажешь. Таинство становится каким-то холодным и бесчувственным и превращается в формальность.
Этот список, который каждый раз один и тот же, называют «постоянными» грехами. Обычно это незначительные и мелкие грехи, которые просто входят привычку. Мы их совершаем каждый день, не видя ничего плохого. Но тем они и опасны для человека.
Когда кающийся решает исправить свою жизнь, измениться, то, скорее всего, самым сложным будет борьба с этими уже укоренившимися пороками.
Уповая на помощь Господа, можно победить всякое зло.
Реальный способ сделать Покаяние настоящим и искренним – пытаться раскрутить греховные узлы нашего сердца, отследить причины и следствия всех духовных процессов ума, увидеть связь между мыслями и действиями.
СПИСОК ПОВСЕДНЕВНЫХ ГРЕХОВ
Данный перечень состоит из тех прегрешений, которые несомненно каждый найдет в себе. А если присмотреться, то можно увидеть, насколько часто мы впадаем в эту страсть.
Гордость и тщеславие. Они настолько вжились в наших сердцах, что практически невозможно найти человека без этих пороков. Именно с них и начинаются душевные болезни каждого. Ничего не отводит от Бога так как гордыня. От нее происходят другие согрешения:
- самолюбие;
- славолюбие;
- высокомерие;
- эгоизм;
- лицемерие.
Не каждому легко увидеть гордость в себе. Но даже если удается, то глубина ее остается тайной. Тщеславие же всегда видно и понятно. В любой ситуации, после любого хорошего и не только поступка, вы будете хвалить себя, кормить свое «я», думая, «Какой я молодец». Даже когда скажете себе: «У меня есть эта страсть, я такой хороший, что заметил», не тщеславитесь ли вы? Как только человек примет решение сделать что-то доброе во славу Божию, тут же эта страсть проникает в мысли: «Ох, как про меня хорошо другие будут говорить». Сразу появляются силы, желание делать любую работу. Только уже не во славу Творца, а во свою. Поэтому Господь и учит нас, что всякое добро и каждая молитва должны быть тайными.
Старцы сравнивают тщеславие и гордость с луковицей, которую чистишь то с одной стороны, то с другой, а она никак не очистится. Борьба именно с этими страстями самая трудная, но также самая достойная. Кто захочет не променять славу Божью на временную человеческую славу? Только безумный.
Человекоугодие. Если основа нашей любви к ближнему не Господь, то этот грех сопровождает и губит нашу жизнь. Как это понять? Задайте себе вопрос о том, для чего вы помогаете дорогим людям, должностным лицам и не только. Во имя Творца или с выгодой для себя, с целью лучше выглядеть в глазах того, кто для нас в этот момент важен? Посмотрите на цель ваших поступков, вашей помощи другим и честно ответьте себе на этот вопрос.
Мы так часто не замечаем основы наших поступков, что они входят в привычку. Но является ли такое служение людям благом? Не убеждаем ли мы сами себя в том, что поступаем по заповедям Божиим, хотя сами просто хотим выглядеть хорошими?
Маловерие. В наше время можно найти много людей, которые религиозны только внешне. Они могут ходить на службу, участвовать в Таинствах, но не хотят познавать Слово и стремиться к чему-то более Высшему, превращая Православие в какую-то общенациональную традицию. Боясь разочароваться в вере, они не ищут Истины, довольствуясь теми начальными знаниями, которые были у них всегда. Ведь, если Бог есть и Он на самом деле Всесильным, и все, о чем говорят в церкви, правда, то нужно менять свою жизнь и исправляться. Нужно прилагать усилия, идти к Господу, оставляя этот мир, полный всевозможных житейских прелестей. Такие люди ищут в Исповеди и Причастии какие-то приятные эстетические ощущения и не верят до конца в Истинность совершаемых священнодействий.
Немолитвенность. Как часто мы расстраиваемся, что пришло время становиться на утреннее или вечернее правило, думаем, может, сегодня пропустить, молимся рассеянно, не думая о словах текстов? Молитва – это разговор с Богом, она также важна, как и разговор с самым близким для вас человеком. Нельзя воспринимать молитвенное правило как повинность. Следует учиться говорить с Богом не только устами, языком, но и сердцем. Каждый момент, каждую минуту взывать к своему Создателю. Не думать «Ох, снова вставать на молитвы», вздыхая и ропща при этом. Такое моление не нужно ни вам, ни, тем более, Богу. Научитесь желать, ждать, бежать к Господу, имея возможность снова прикоснутся к иному миру. Полюбите службы и молитвословия. Сначала трудно, но, если разобраться в тексте молитвы, научиться понимать церковно-славянский язык, то эта красота просвещает и сближает с Богом.
Окамененное нечувствие. Это прегрешение встречается у тех, кто часто участвует в Таинствах. В какой-то момент человек привыкает к тому уровню духовной жизни, которого достиг, и это уже не приносит ему той былой необъяснимой радости Таинства. В суете теряется важность происходящего, мы уже не спешим в церковь, не бежим на службу. Враг искушает и человек либо оставляет все как есть, тешась тем, чего он будто бы достиг, либо оставляет свой духовный путь с намерением ждать покаянного чувства. Сокрушение сердца – это милость Божья и она может прийти в любой момент, но из-за нее уходить с пути, останавливаться нельзя. Нужно через себя переступить и идти дальше, надеясь на Бога и продолжая молиться.
Гневливость, раздражительность. Часто мы срываемся на близких, начинаем ссоры, а потом оправдываемся нервностью, напряженностью, трудностями на работе или чем-то подобным. Да, отчасти эти факторы влияют на наше состояние. Но за поступки, которые совершаем, будем отвечать только мы сами. Виноваты ли ближние в том, что у тебя что-то не задалось? Даже если кто-то другой допустил ошибку, даже какую-то мелочь не так сделал, то на это были какие-то причины. Не стоит вводить в привычку вымещать свое негодование, гнев на других. Как только замечаете, что начинаете чаще раздражаться и выплескивать негатив на близких, идите на Исповедь, священник может подсказать как справиться с таким состоянием.
Очень часто семьи распадаются из-за таких мелочей, потому что никто не хочет хоть иногда сдерживаться. Но мы забываем, что враг человеческий только того и ждет, чтобы кого-то обидеть и оставить несчастным. Поэтому давайте учиться любить и не гневаться, прощать и не обижать других.
Осуждение. Этот грех настолько опасен, что многие ревностные служители Церкви, которые всю жизнь отдали Богу, погибали только от одного греха осуждения. Этот порок начисто убивает все добродетели, которые стяжал христианин. Он уничтожает все светлое и доброе в душе. Но, если задуматься, можем ли мы судить других за их поступки, не зная, что движет этими людьми? Нам доступна только внешняя и субъективная информация, поэтому наш суд не будет достаточно праведным. Поэтому стоит положиться на Бога и Его Правду. Попробуйте прожить хотя бы один день, никого не осудив. Оправдывать других, обвиняя себя. Даже если вы сто раз правы. Это безусловно сложно. Но, приложив усилия, это сделать возможно и нужно. Зато как легко становится после прожитого так дня, а на душе как спокойно. Это самый простой и быстрый способ попасть в Царствие Небесное, как говорят святые отцы.
Уныние. Оно начинается с мыслей «у меня ничего не получается», «меня никто не любит, я никому не нужен», «я такой несчастный» или же «я самый ужасный». Сейчас уныние пытаются связать с депрессией, дать ему медицинское объяснение и поощрять возникновение этой страсти. Тревожит такой грех людей, которые думают только о себе, о своих недостатках или о том, какие они хорошие. Такие личности, не обращая внимания на других и их переживания, также забывают о Боге. Если в основу жизни положить Господа и Любовь к Нему, к ближнему, то все поводы для уныния исчезают.
Празднословие. Я думаю, что многие любят просто поговорить ни о чем, по душам часами разговаривать, не вдумываясь даже в сказанное. Конечно к этому согрешению относят сплетни, слухи, обсуждение, пустословие которые также распространены. Но, посмотрев глубже в него, можно увидеть связь с другими пороками: осуждение рядом с обсуждением ходит, тут недалеко и до тщеславия, блудные помыслы легко вызвать, благодаря паре реплик. Вот так и теряется благодать у верующего, который не следит за каждым словом. Пустословие отводит от Христа, который заповедал:
Ложь. Она настолько вошла в нашу жизнь, что некоторые и день прожить не могут без нее. Интересно, что сюда относят не только явную ложь, когда мы скрываем правду. Грех лжи — это также сплетни, разговор о малопонятных вещах (пытаться сделать вид, будто все понимаешь), выставления лжи как истины, преувеличение, неискренность (современным языком, когда человек надевает маску, пытаясь казаться другим). Этот список можно добавлять, ведь каждая ситуация индивидуальна, а иногда такие маски становятся вторым лицом человека, и он уже просто не может сказать правду. С детских лет, не желая быть отруганными, в момент, когда что не хотели что-то делать и притворялись больными, к нам подкрадывалось это прегрешение. Его нужно искоренить, ведь нечестный человек не может познать Совершенную Правду.
Хищение. Можно воспринимать его буквально и ни у кого ничего не красть. Но к этому прегрешению относится любое присвоение чужого. Даже если мы без спроса возьмем у члена нашей семьи какую-то вещь. Конечно к воровству относят невозвращение долгов, тунеядство, попрошайничество (если есть возможно самому заработать).
Сребролюбие. Сюда относят любое пристрастие к вещам. Вспомните себя в магазине, когда хотите купить много того, что вам на самом деле не нужно, всякой всячины и «вкусняшек» или вы, наоборот, пытаетесь экономить и не покупать ничего лишнего, при этом пытаясь не тратиться даже на нужные вещи. Вот два варианта проявления этого греха: расточительность и скупость. На первых взгляд, это самые безобидные и даже в чем-то хорошие понятия, ведь экономия – это прекрасно, но посмотрим немного глубже. Сребролюбие порождает злобу и окаменение сердца, желание собирать, человек уже тратит деньги бездумно или, напротив, ему все сложнее потратить лишнюю копеечку. Все мы помним заповедь Христа, что богатым трудно войти в Царствие Небесное. Эти слова говорятся людям, которые хотят приобретать в этом мире, забывая о Боге, о ближних, о чем-то более высоком.
Чревоугодие. Нужно помнить, что сама пища – не грех. В первую очередь следует подумать, как сам человек относится к ней. Христианину всегда стоит знать меру во всем, в том числе и в еде. Греховное отношение начинается тогда, когда начинают объедаться без памяти, искать какие-то необычные вкусовые впечатление, кушать от скуки, уныния, просто так от нечего делать. Чревоугодник не имеет желания ни с чем бороться, развивается лень и хочется спать, просто лежать. Несоблюдение меры отнимает силы и желание идти вперед. Также не забывайте молиться перед едой, благословляя пищу и помня, что это прежде всего дар Божий. Особенно не пропускайте благословение еды из-за желания быстрее насытиться.
Греховные влечения. В том, что у человека есть какие-то интересы, кроме Церкви, нет ничего плохого. Можно любить спорт, вязание, танцы, музыку. Но нужно знать меру и не превращать это увлечение в фанатизм. Есть очень распространенные зависимости, в греховности которых не сомневается никто: наркомания, алкоголизм, курение, но есть также скрытые зависимости. Их опасность состоит в том, что они не воспринимаются, как нечто небезопасное. Та же музыка перерастает в зависимость, когда невозможно без наушников прожить долго. Есть отдельные деятели музыкального искусства, которые в своих песнях побуждают к разным греховным страстям. К примеру, всемирно известный Элтон Джон заявлял, что не написал ни одну песню, которая бы не имела отношения к магии. Поэтому иногда даже такие простые вещи могут нести опасность для христианина.
Блудодеяние. Наверное, один из страшнейших пороков и страстей. Он очень заразный, глубоко входит в нашу душу, разжигает тело и, к сожалению, в наше время всячески поощряется, его узаконивают и популяризируют. Блуд имеет много разных ответвлений, вариантов. Каждый по-своему его совершает, кому-то достаточно маленького помысла, чтобы возбудить плоть, кому-то нужно что-то большее. Рукоблудие требует того, чтобы человек возвращался снова и снова к «легкому удовлетворению». Нетрадиционная ориентация (мужеложство, лесбиянство) все больше распространяется в мире и рекламируется властью, диктуя свои права и настаивая на уважении к себе. Блуд и прелюбодеяние так и прельщает людей новыми «сладкими» ощущениями. Блудные помыслы нагло проникают в голову, не отпуская. Началом или частью блудодеяния являются разговоры, шутки и истории на такие темы, пение и слушание бесстыдных песен, участие в таких же танцах, употребление непристойных слов (матов) – все это средства самоуслаждения. Опасно это согрешение также тем, что его особенно трудно сказать на Исповеди. Стыд одолевает кающегося и он не может честно перед священником назвать страсть блуда. Но нужно помнить о том, что исповедуетесь вы Господу и лучше сказать и иметь возможность исцелиться, чем страдать и грешить дальше. Также помните, что батюшка такой же человек, как и вы. У него свои грехи и пороки, он не в праве осуждать. Но имея духовный опыт, он может помочь и подсказать пути преодоления и противостояния этому прегрешению.
Перечни грехов для Исповеди на самом деле относительны, поэтому нужно анализировать прочитанное и сопоставлять с вашей личной ситуацией.
СПИСОК ГРЕХОВ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Перечень грехов не принято разделять. Но можно выделить некоторые особенности обычной жизни каждого пола. Приведем список грехов для женщин:
- На молитве думала о чем-либо мирском.
- В суете и домашних хлопотах забывала о Боге.
- Поклонение кумирам (фанатизм).
- В нечистоте (месячные) прикасалась к иконам и другим освященным вещам, участвовала в Таинствах.
- Носила вызывающую одежду.
- Хотела обратить внимание противоположного пола, соблазнить кого-то.
- Сводничество.
- Обсуждала и осуждала других.
- Настраивала кого-то против других.
- Обращалась к гаданиям и предсказаниям, также увлекалась астрологией.
- Закатывала истерики и скандалы.
- Ревность.
- Жалела в любой ситуации себя.
- Страх старости.
- Суицидальные мысли.
- Верила в разные суеверия, приметы.
СПИСОК ГРЕХОВ ДЛЯ МУЖЧИН
Мужчины и женщины мыслят немного по-разному, поэтому не странно, что перечни согрешений отличаются. Если женщины больше чувствительны и уделяют внимание больше порыву сердца к Покаянию. Сильный же пол полагается больше на ум и логику, основное внимание уделяется четкости. Для мужчин можно составить такой примерный список:
- Отрицал существование Бога.
- Пренебрежительность к ближним, их просьбам.
- Рукоблудствовал, воспринимал и поощрял блудные помыслы, измены жене.
- Настаивал на аборте жены.
- Пытался угодить начальнику для повышения, премии или другой выгоды.
- Употреблял бранные слова (маты).
- Упивался до пьянства, объедался.
- Участвовал в драках.
- Бил и унижал в первую очередь членов семьи: жену, детей.
- Не помогал близким.
- Самоутверждался за счет других (унижая, оскорбляя, хвастаясь перед другими).
В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ
Исповедоваться стоит как можно чаще, а в промежутке между Таинствами непрестанно бороться, приучать себя внимательно относиться к своим действиям, поступкам, словам и мыслям, учиться каяться и молиться.
Пришедшему в храм, стоит помнить о том, что Исповедь – это мольба о прощении перед Самим Господом, а не отчет перед духовником за проделанные проступки. Главное условие действительности совершаемого – раскаяние.
Нельзя ждать покаянного зова сердца, того, что батюшка сам назовет грехи или другой какой-то причины, Покаяние – это подвиг, который возможно достигнуть только самопринуждением.
Перед самим Таинством полезно воздерживаться во всем (в пище, праздных разговорах, ссорах, блудных страстях), больше уделять времени молитве, Богу. Существует практика записывать свои грехи на листочке. Письменная форма помогает не растеряться и ничего не забыть.
Наверное, у каждого верующего есть что-то такое, что переворачивает сознание, напоминает о том, что теряется в суете мирской. У кого-то это записанная проповедь известного священника, у кого-то цитата из книги любимого святого, у кого-то отрывок из Святого Писания. Если у Вас есть возможность, перечитайте этот текст перед Исповедью, обдумайте, вспомните о своем не достоинстве и о милосердии Божьем. С миром в сердце и желанием не грешить приступайте к Великому Таинству.
ПРОФИЛАКТИКА ГРЕХОВ КАК ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще в раннехристианские времена апостол Павел пророчествовал:
Разве не это видим мы сейчас — озлобление сердца человеческого? Каждому, желающему исцелить душевные болезни, выйти из этого мира греха, нужно пройти трудный путь падений и восстаний. Проходить его нужно маленькими шажками, изменяя себя и все, что нас окружает.
К примеру, можно начать организовать жизнь. Если человек собран, то и ему легко стать на молитву, а на молитве не рассеивать ум, ведь все в жизни четко и ясно. Грехи в свою очередь становится легче увидеть.
Для начала попробуйте составить график всего, что происходит за день. Подумайте, как можно усовершенствовать ваше расписание: может, добавьте книгу во время дороги на работу, или проснитесь на 15 минут раньше, чтобы почитать утренние молитвы. Начинайте воплощать в жизнь новшества.
Уделяйте больше внимания Святому Писанию и творениям Святых отцов. Тогда многие вещи станут для вас понятней и может быть найдутся ответы на важные вопросы.
Пытайтесь заполнить свободное время. Вместо того чтобы бездельничать, почитайте книгу, вместо музыки послушайте какую-то проповедь, даже просто пойте самую обычную молитву Иисусову или «Богородице Дево, радуйся» во время готовки или других дел, которые не требуют большого внимания ума.
Больше бывайте на службах и поинтересуйтесь смыслом песнопений, последованием богослужений. Попробуйте полюбить храм и все, что в нем, если не сделали этого до сих пор. Литургия действительно удивляет своим величием и торжественностью.
Попробуйте побороть какой-то порок. Тот, что уже вжился и, кажется, без него нельзя. Например, сквернословие. Это очень популярно, особенно у подрастающего поколения, к сожалению. Но вы попробуйте следить за своей речью и каждый раз, когда замечаете бранное слово, кусайте себя за язык. Не прям сильно, до крови. Нет, просто до немного неприятных ощущений. Если получится победить, то можно начинать и дальше наблюдать за тем, как мы разговариваем, о чем чаще говорим, сколько слов лишних употребляем. Стараться воздерживаться от пустословия. В разговоре замечаете, что начали кого-то обсуждать, сразу переходите на другую тему. Если самое важное обсудили и идет болтовня «ни о чем», то можно поскорее закончить разговор и сделать вместо этого что-то полезное. Так и другие страсти можно преодолеть.
Это такие маленькие примеры для начала пути. Потом все станет ясней, уже будут видны другие способы духовного роста. Главное, не стоять на одном месте, а идти ко Христу.
Постоянные, повседневные грехи на Исповеди становятся формальностью. Мы быстро привыкаем к нечистоте, где-то глубоко наша душа взывает о помощи. Человек создан для того, чтобы хвалить Бога, поэтому не может жить во грехе чисто из-за своей Божественной природы. Обязанности творения Божьего искать Создателя, очищаться от греховной грязи и идти к Царствию Небесному. Если все время быть к себе внимательным и следить за каждым своим действием, словом и помышлением, то Покаяние будет литься от сердца. Тогда каждый грех хочется смыть, чтобы получить Благодать Божью.
Инга Ямб
Последние статьи автора Инга Ямб
- Как подготовиться к исповеди, что говорить батюшке - 26.05.2021
- Как начинать исповедь перед батюшкой? С каких слов? - 10.05.2021
- Какие повседневные грехи называют на исповеди - 18.04.2021