Таинство Исповеди является испытанием для души человека, которое включает в себя стремление покаяться, словесное исповедание и раскаяние в грехах от чистого сердца. Если люди осознанно идут наперекор законам Господа, они медленно и уверенно уничтожают свою духовную и физическую оболочку. Раскаяние способствует очищению и примирению с Господом. К человеческой душе приходит исцеление, и она получает силы для противостояния совершенным грехам.
Приходя на Исповедь, человек рассказывает о содеянных проступках и получает прощение Господа. Иногда из-за сильного волнения и стеснения некоторые грехи забываются. В Церкви и даже в Интернете можно найти список грехов для исповеди в православии, который является подсказкой. Некоторые его зачитывают, кто-то применяет в качестве плана. Главное в покаяние то, что оно должно быть правдивым и искренним.
История исповеди
Исповедь – своеобразная баня, омывающая человеческую душу от греховной грязи. Кающийся открывается перед Богом в присутствии свидетеля-священника и обещает в будущем не совершать грешных дел. Священнослужитель проводит молитву о прощении грехов человеку, который пришел на покаяние.
Нужно различать Исповедь и приватный разговор со священнослужителем, в процессе которого можно задать волнующие вопросы, рассказать какие-то жизненные ситуации.
Недостаточно просто признавать свои проступки и греховные дела. Требуется покаяться на Исповеди и стараться впредь не совершать плохих поступков.
В Евангелии от Иоанна подробно описано об установлении Таинства Исповеди. Спаситель воскрес из мертвых и предстал перед своими учениками в Сионской горнице. Здесь он давал напутствие апостолам на проповедь. Он произнес: «Кому вы простите грехи, тем они будут прощены, а на ком оставите грехи, на тех они останутся».
Таинство Исповеди присутствует в жизни Церкви с самого момента основания.
Первые христиане достаточно тесно были знакомы со всеми членами общины без исключения. Участники принимали себя как единое Тело Христово и рассказывали о своих грешных делах в присутствии всех участников общины. После того как равноапостольный Константин Великий легализовал христианство, храмы стало посещать огромное количество человек. Им было стыдно рассказывать про свои грехи перед всем собранием. После этого ввели тайную исповедь, которая проходила только в присутствии священника как свидетеля.
При частом совершении одного и того же греха или греха особой тяжести священник мог наложить на грешника епитимью – это может быть пост индивидуальный, молитвенное правило, земные поклоны или отстранение от Причащения на некоторое время. Епитимью использовали не как наказание от Церкви, а в качестве действенного средства для того, чтобы человек осознал своих пристрастия.
Первая исповедь в мире
В начале истории Церкви (несколько столетий) практиковалась публичное покаяние перед священнослужителем и всеми участниками общины. Данная форма Исповеди предлагалась группе верующих, которая совершала крайне тяжелые грехи. Такой же способ покаяния предписывался и тем, кто решил отречься от Христа в сложное время, когда Церковь подвергалась гонениям.
В 1 столетии от Рождества Христова известен пример Исповеди коринфского грешника. Величайший учитель, апостол Павел приказал исключить его из общины и Церкви, так как «малая закваска квасит все тесто». Только после того, как грешник исповедовался, он смог вернуться в общину.
В 3-4 столетиях грешных людей, которым необходимо было проходить Исповедь, делили на четыре категории кающихся:
- плачущих;
- слушающих;
- припадающих;
- купностоящих.
У плачущих людей не было права присутствовать в Церкви во время богослужения. Они выстаивали на паперти и припадали на колени перед всеми, кто заходил в церковь. Плачущие люди обращались ко всем прихожанам с просьбой помолиться за них. Тем, кто относился к категории слушающих, следовало находиться в притворе и не проникать внутрь. В церковь заходить было запрещено. Припадающие присутствовали в Церкви до того, как начиналось богослужение. Купностоящим дозволялось присутствовать в храме на протяжении всей Литургии, однако поодаль от прихожан. Такое положение сохранялось в течение нескольких лет, и только после этого Церковь могла разрешить грешникам вновь приобщиться Святых Тайн.
Тайная исповедь, которая с самого начала существовала в Церкви Христовой вместе публичной, стала практиковаться как чинопоследование только к 5 столетию. Современный чин Таинства Покаяния, печатающийся в православном Требнике, окончательно утвердился в 17 веке.
Первая исповедь каждого человека
На первом покаянии в православии следует исповедаться за весь жизненный путь, рассказать обо всех своих грешных поступках. Не стоит приходить на свою первую Исповедь в Церковь в большие религиозные праздники. В такие дни в храме собирается большое количество прихожан и поэтому у священнослужителя не получится полностью выслушать кающегося.
Лучший вариант – заранее поговорить со священнослужителем и назначить дату, когда он будет располагать свободным временем, чтобы спокойно выслушать человека. Бывает, что первую Исповедь слушают частями. Верующий приходит в храм с промежутком в несколько дней, чтобы у него было время покаяться во всех совершенных грехах. Священники предлагают приходить на исповедь заранее.
Советы людям, которые намерены подготовиться к первой Исповеди в своей жизни:
- не стоит пугаться и стесняться. Если человек чего-то не понимает, это вполне рядовая ситуация. Могут поступить замечания от посторонних, на это не стоит обращать внимания;
- следует проявить настойчивость на пути к Господу.
Для качественного приготовления к покаянию необходимо скрупулезно проанализировать свою личность и послушать совесть. После этого необходимо записать все свои грешные дела на бумаге. Проводить исследование своей совести следует, начиная с возраста 7 лет.
Главное условие покаяния – это сокрушение. Нужно винить в грехах исключительно себя и ни в коем случае не перекладывать вину на окружающих. Необходимо сделать жизнь лучше и не повторять прошлых грехов.
На Исповеди необходимо говорить и о грешных проступках, на которые человека склонили окружающие своими уговорами или советами.
Как правильно подготовиться к первой в жизни Исповеди:
- подумать, какие проступки и нехорошие дела были совершены перед Господом и окружающими;
- провести тщательное исследование своих дел и мыслей;
- постараться не оправдывать своих проступков, не переводить вину за грехи на других;
- выписать проступки на листе бумаги;
- иметь твердое и решительное стремление не повторять плохих поступков и постараться поменять жизнь в лучшую сторону;
- ни в коем случае нельзя стесняться своих грешных поступков и грустить.
В православии человек должен покаяться в своих грешных делах и проступках, о которых он знает и помнит. Скрывать ничего не нужно.
Покаяние должно иметь конкретный характер. Важно рассказывать про конкретные действия и проступки, а не про черты характера вообще. Однако покаяние не должно сосредоточиваться на мелочах: не стоит долго и упорно вести перечисление однотипных грехов.
В самой первой Исповеди человеку необходимо рассказать про все проступки, которые он совершались на протяжении всей жизни. Если возникли вопросы к священнику, будет лучше выписать их на бумаге, поскольку в ходе чина от волнения что-то может забыться.
Важно осознать, что, прежде всего от человека требуется осознание двух самых больших грехов – неблагодарность Господу за все и отсутствие страха Божия. Только после этого необходимо задуматься о других прегрешениях, которые вытекают из двух основных.
Перед походом на исповедь человеку стоит проверить свою совесть: открыть десять Божиих заповедей и признаться себе, какая была нарушена.
Известные русские старцы дали практические советы для подготовки к Таинству покаяния. Вот некоторые из них:
- простить всех обидчиков от всей души;
- попросить прощения, если была задета чужая честь;
- хранить молчание перед Исповедью и каяться чистосердечно, без стыда.
Если человек не готов к Исповеди он может попросить священника просто поговорить. Во время доверительной беседы не стоит бояться и говорить все как есть. Не следует бояться оскорбить священника своим неверием. Важно открыться батюшке и открыть ему свои мысли, рассказать то, что мучает.
Почему мужчины исповедуются вперед женщин
Часто в храме как женщины пропускают мужчин первыми на Исповедь. Откуда взялась такая традиция?
Никаких официальных инструкций на правильную очередность Исповеди нет. Разумно будет пропустить вперед больных или инвалидов, так как некоторым трудно выстоять долгое время на ногах. Некоторые священнослужители рекомендуют пропускать вперед детей.
Канонических правил о том, что исповедоваться необходимо по очереди, которая выстраивается в зависимости от половой принадлежности, нет.
Прихожан не разделяют по половому признаку, все люди исповедуются по порядку. Мы знаем, что для Бога мы все одинаково равны.
Возможно, такая традиция укоренилась из-за желания женщины смирить себя. Однако не стоит подталкивать мужчин и вынуждать их идти на Исповедь первыми.
Некоторые считают, что мужчину следует пропускать вперед, так как все священнослужители в храме всегда мужчины, а женщина всего лишь помощница.
7 самых “мужских” грехов
Что такое грех? Самое емкое и точное определение этого слова можно найти в Новом Завете. Там указано «грех есть беззаконие». Грех – любое отклонение от закона Божьего. При не соблюдении законов человек вредит себе и окружающим. Также если человек пренебрегает изученными законами физического мира, он грешит.
Грехи бывают легкими и тяжелыми. Последние называют смертными. К ним относятся:
- сознательный уход от веры;
- злость к окружающим;
- убийство;
- прелюбодеяние, блуд;
- обжорство;
- алчность;
- уныние;
- зависть.
Смертные грехи уничтожают в человеке любовь к Господу. Он не может воспринимать Божественную благодать. После совершения тяжелого греха человеческой душе достаточно нелегко возвратиться в свое обычное состояние.
Мужчины, как правило, менее охотно признаются в своих грехах и проступках. Часто они бывают уверены, что не совершали ничего плохого. Некоторые пытаются переложить ответственность за многие жизненные проблемы на своих женщин, считая, что именно они должны исповедоваться. Из-за особенностей мужского Эго у мужчин часто возникают трудности с чувством вины и раскаяния.
Мужчина – это отец семейства, опора и кормилец. К сожалению, не все мужчины близки к идеалу. Часто возникающая проблема – это пьянство. Каждый мужчина должен осознать, насколько тяжелы его грехи и проступки, и раскаяться в них.
Список грехов для исповеди для мужчин:
- Обольщение женщины, будучи женатым человеком.
- Сквернословие, оскорбление окружающих, употребление матерных слов.
- Курение, пьянство, употребление наркотических веществ.
- Нанесение физических увечий жене.
- Проявление лени в домашних делах.
- Отказ от принятия участия в воспитании детей.
- Решение споров и конфликтов посредством драки.
Для того чтобы избавить свою душу от греха, необходимо искренне молиться, а также покаяться перед Богом. Мужчина должен просить у Бога укрепить намерение оставить все греховные дела и проступки в прошлом. Истинное покаяние всегда идет вместе с надеждой. Если после озвучивания грехов для мужчин и их осознания приходит уныние, то это значит, что человек страдает маловерием. Понятие о Господе у него достаточно скудное, человек не познал милосердия и любви Божьих.
Исповедь с искренней верой возрождает человеческую душу Божественной благодатью, приходящей при покаянии. Утешение от господа истребляет сердечную печаль и наполняет человека смиренными и хорошие помыслы, исполненными веры.
В список грехов для исповеди для мужчин могут попадать и иные грешные дела, такие, как уклонение от уплаты алиментов, воровство, обман, получение взятки, осуждение священнослужителей и другие. Перечень грехов на исповедь для мужчин можно найти в храме.
Нужно ли плакать на исповеди
Слезы человека на Исповеди являются проявлением одной из христианских добродетелей – плача о грехах. Сам Господь обещал плачущим, что они утешатся. Плач – это сокрушение сердца и слезы о том, что люди недостойно служат Господу.
Рождается блаженный плач от осознания человеком своей духовной нищеты. Он всем своим существом осознает, что помимо грехов у него ничего нет. От этого видения и происходит сокрушение о совершенных грехах. Благодатный плач порождает у человека слезы при воспоминании о содеянных грехах. Однако святые отцы рекомендуют скрывать слезы от окружающих, в том числе и находясь в храме.
Преподобный Ефрем Сирин говорил, что при выставлении данного дара напоказ человек может его потерять. Через это Бог спасает нас от тщеславия. Если человек не плачет на исповеди, то это говорит о том, что он еще далек от этой добродетели. Важно знать и помнить, что любая добродетель – дар Божий, а начинать необходимо со смирения.
Слезы не всегда являются показателем искренности или горячего покаяния на Исповеди. Люди могут плакать от обиды, горя или жалости к себе. Так что искренность человека не всегда можно измерять пролитыми на покаянии слезами. Священнослужитель не по слезам чувствует искренность раскаяния. Необходимо помнить, что кается человек не перед священником, а перед Богом, который осведомлен о наших мыслях и движениях сердца. Поэтому не стоит смущаться и беспокоиться о том, что подумает принимающий Исповедь священник.
Сколько грехов на исповеди можно утаить
Если человек намеренно утаивает свои грешные дела и проступки, значит, он не хочет расставаться с ними. Грех, который был исповедован, как бы оказывается вне души, выходит из нее. Это можно сравнить с вынутой занозой из тела, которая перестает наносить вред человеку.
Люди иногда утаивают свои проступки и грешные дела на Исповеди. Это может быть по разным причинам:
- ложный стыд. Люди стесняются открыться священнику и ведут на Исповеди себя очень скованно;
- гордость. Иногда это чувство не позволяет полностью довериться и рассказать все свои грехи;
- маловерие. Человек не всегда верит в Таинство и в его эффективность;
- непонимание важности покаяния. Многие не посещают Церковь и не исповедуются, так как считают это нецелесообразным и неважным.
Человек, утаивший какие-то грехи от священника, выходит после Исповеди не очищенным. Более того он становится более обремененный своими грешными делами и проступками. Сокрытие грехов на Исповеди осуждается.
Не будучи исповедован священнослужителю, грех не прощается. В случае осознанного утаивании греха его тяжесть значительно увеличивается. Таким образом, проведенная Исповедь целиком будет считаться недействительной. Нужно помнить, что время нашего присутствия на земле коротко, и жизнь может в любой момент закончиться. Завтрашний день может быть последним, а рассказать о своих грехах священнику человек уже не успеет.
Если человек окончательно не потерял совесть, то она будет его мучать до того времени, пока на покаянии он не расскажет обо всех совершенных грехах. Не нужно вдаваться в подробности при рассказе о грехах. Не стоит рассказывать информацию о проступках, которая не объясняет сути дела. Необходимо четко и коротко рассказать о совершенных грешных деяниях и искренне покаяться перед Богом.
Священник на Исповеди всего лишь является свидетелем покаяния человека перед Господом. Чувствовать или распознавать, утаивает ли исповедующийся какие-то грехи, в основные задачи священнослужителя не входит. А от Господа ничего утаить не получится. Важно исповедоваться кратко, по существу и, главное, от души.
Не стоит при рассказе о своих грешных делах и мыслях стараться их сгладить, показать мелкими и извинительными. С самого начала лучше рассказать о более тяжких проступках, а потом уже уведомить о незначительных прегрешениях. Иногда верующие на Исповеди стремятся подобрать точное название грешному проступку. Не обязательно обозначать грехи старинными словами. Возможно изъясняться на современном языке. Намного важнее, чтобы сам исповедующийся осознавал, о чем идет речь, и все его покаяние было искренним.
Когда человек пытается утаить от Бога какие-то совершенные проступки, то ко всем упомянутым и неназванным прегрешениям прибавляется и сугубый грех – сокрытие на Исповеди.
Чьи грехи тяжелее мужские или женские
Нельзя точно сказать, чьи прегрешения тяжелее. Все люди могут быть в равной степени грешными и святыми. Часто считается, что грешнее женщина, так как именно Ева вынудила Адама пойти на грех. Однако нельзя забывать, что и Спасение также снизошло через женщину – Деву Марию.
Существует равенство мужчины и женщины перед Богом. Всевышнему не важен пол человека. Попав на небеса, святые люди пребывают в обновленной плоти, уподобляясь ангелам.
Одним из самых страшных грехов является неверие, которое и порождает иные смертные грехи. Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Господу. Такой грех может быть как у женщин, так и мужчин.
Особо тяжкими считаются следующие грехи:
- сребролюбие;
- прелюбодеяние;
- зависть;
- чревоугодие;
- гнев;
- уныние;
- гордость.
Такие грехи также присущи и женскому полу, и мужскому.
С основными грехами на исповеди, перечнем для мужчин и женщин священники предлагают ознакомиться еще до прихода на Исповедь.
Правда ли, что первый грех человека был мужской?
Если говорить о первородном грехе, то здесь все неоднозначно. Многие склонны полагать, что первый грех совершила именно Ева, так как первой вкусила запретный плод в раю, а потом предложила его и Адаму. Поэтому некоторые верующие считают, что женщины слабее перед искушением и более расположены ко греху.
В чем был грех Евы? Дьявол «в личине змея» решил искусить именно Еву. Она провела в общении с Господом меньше времени, чем Адам, и плохо знала Его повеления. Ее искусить было намного проще.
Ева не устояла и согрешила. Равно, как и Адам – человек, ходивший с Богом. Он очень быстро пошел на уступки. Адам не смог научить свою жену единственной заповеди, оставил ее наедине со змеем-искусителем, попытался спрятаться, а после еще и оправдывался. Господь изгнал обоих, поэтому наказание несут и мужчины, и женщины. Сильный пол трудится в поте лица, женщины в муках рождают детей.
Хоть и грех вошел в мир через женщину, через нее пришло и Спасение. Юная Дева стала матерью Сына Божьего. Это пример того, что на женской природе нет большего греха. Созданы мужчина и женщина были равными.
Все ли грехи прощаются на исповеди
Если исповедующийся осознанно не скрывает своих грехов и раскаивается от чистого сердца, с большим желанием стать лучше и не грешить впредь, ему отпускаются абсолютно все грехи: те, про которые он рассказал и даже те, о которых забыл упомянуть. Также покаявшемуся от души верующему отпускаются грехи, которых он, возможно, в себе не замечает.
Главное условие для полного отпущения – искренность покаяния и твердаярешимость исправиться. При специальном утаивании прегрешений или сведении исповеди к пустой формальности таинство профанируется. Грехи не прощаются, потому что у верующего не меняется сознание, которое должно сопутствовать искреннему покаянию.
Я не грешу и мне не нужна исповедь – самое ужасное заблуждение
Люди невоцерковленные имеют, как правило, расплывчатое понятие о том, что есть грех. Они не считают бытовые и повседневные грехи («немощи») чем-то плохим или вредным. Люди каждый день раздражаются, врут, осуждают кого-то и т. д. Таких мелких грехов настолько много, что душа человека изнемогает под таким непосильным грузом.
Чтобы избавиться от такой непосильной ноши следует посещать церковь и исповедоваться. К сожалению, люди прибегают к покаянию лишь после сильных жизненных потрясений или осознания, что дальше так жить нельзя. И пока такое чувство не появляется в душе человека, он не отправится самостоятельно на исповедь.
Как правильно завершить исповедь
Желая приступить к Таинству, следует сказать Всевышнему, что вы грешны перед ним. Только после этого начинается рассказ о проступках и прегрешениях. После перечисления грехов необходимо попросить прощения у Бога и склонить голову. После этого церковнослужитель прочтет разрешительную молитву. После окончания молитвы принято прикладываться к кресту. В некоторых храмах следует брать благословение у священнослужителя и целовать его руку.
Когда человек из беседы не понял, допустили ли его к Причастию, следует осведомиться у священника. В некоторых храмах принято отдавать записку с перечнем грехов батюшке, чтобы он ее порвал и отдал обратно на сожжение.
Не стоит расстраиваться, если исповедь закончилась не так, как принято. Главное при покаянии искренность и нерушимое стремление не совершать исповеданных грехов. Священнослужитель по окончании чина дает совет о том, как следует себя вести дальше, чтобы избежать подобных прегрешений.
Признак гордости на исповеди
Одним из признаков гордости является приставка «само-»: самосожаление, самолюбие, самоволие. Часто в процессе покаяния человек начинает себя жалеть или расхваливать.
Еще один признак гордости на Исповеди – правдоискательство. Люди часто жалуются или рассказывают про свои обиды на Господа, на окружающих. Кто-то обижается на коллег, кто-то на родственников, на соседей. Некоторые думают, что занимаются хорошим делом, ищут правду. Однако вовсе не ту правду они ищут. Важно искать правду Божию, а не человеческую. Господь говорит, что этот мир во зле лежит и что мир человеческий – есть царство лжи и зла.
Господь творит правду, придерживаясь которой христиане могут спастись. А при поиске правды среди людей, происходит отстранение от Бога.
Следующий признак гордости на Исповеди – самооправдание. При покаянии люди иногда хотят, чтобы о них думали лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание несет великое зло, которое может привести к развитию гнева, ненависти.
Человека горделивого можно узнать и внешне – он любит посмеяться, очень много говорит, суетится. Очень важно трудиться над искоренением гордости, а именно:
- не выказывать себя;
- не выпячиваться;
- не оправдываться;
- не лезть вперед других;
- не превозноситься.
Чтобы победить гордость, важно научиться послушанию Церкви и послушанию духовнику. Первое и главное чувство, с которым необходимо приходить на Исповедь, – это самоосуждение.
Исповедаться и забыть?
Более содержательной Исповедь бывает у тех людей, которые приходят на покаяние не реже одного раза в месяц. Чем дольше человек не ходит исповедоваться, тем хуже он помнит свои грехи и проступки. Конечно, можно и во время своей первой исповеди каяться искренне и от всей души. Однако немногие люди сохраняют добрый настрой на протяжении долгого времени.
Исповедь требует от людей внутренней собранности и искреннего покаяния. Сама суть Таинства не столько в обнулении грехов, сколько в раскаянии. Также человек должен постоянно проводить работу над своим поведением, чтобы в будущем не совершать грехов, которые были в прошлом, и совершенствоваться в исполнении Заповедей Божиих.
Прибегать к Таинству Исповеди людям следует настолько часто, насколько это возможно. Главное условие – сознательное участие в чине.
Если человек будет пренебрегать Исповедью и всячески от нее уклоняться, то прегрешения будут давить на его душу. Тогда распахиваются двери для появления темных сил. Начнется усиление различных страстей и вредных наклонностей. Не исключено возникновение вражды и озлобления по отношению к окружающим, что может значительно испортить существование согрешившего и его родных.
Могут возникнуть нехорошие навязчивые мысли. Некоторые помышляют о самоубийствах, кого-то начинает одолевать страх смерти. Иногда наблюдаются припадки эпилепсии, бесноватость или одержимость.
Интересно, эти статьи фемки писали???
Нет, обычные воцерковленные люди.