А. Лопухин в толковании Библии допускает трактовку слова «родословие» как «зарождение, возрастание» или «более процесс рождения, чем самый акт». Выявив предков обрученного мужа Пресвятой Богородицы, начиная с того момента, как на Земле только возникла жизнь, можно попытаться осознать процесс становления человечества и причины явления Спасителя.
Сотворение жизни
Бог, создав Землю и увидев, как она хороша, можно сказать, решил подарить ее человеку. Первых людей он сотворил, приняв за основу свой образ. (Быт.1:27). Наблюдая за Адамом в Эдемском саду, он понял, что мужу нужна жена. В забытье, одолевшем Адама, появилась Ева. Жена вышла из ребра мужа. И навел Господ Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию» (Быт.2:21).
Жили они в раю, пока не покусились на запретный плод Дерева Добра и Зла. Проведав об этом, Бог не остался милостивым к своим созданиям. Им пришлось стать изгнанниками из Эдема. Чтобы никогда не допустить людей до Дерева Жизни, около него оставался херувим в качестве охранника. «Поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Ведь вкусив от Дерева жизни, Адам смог бы жить вечно.
Потомки первых людей
При рождении детей люди благодарят Господа. Ева, родив первенца, нареченного Каином, была уверена, что приобрела его от Всевышнего (Быт.4:1). За убийство Авеля, рожденного из той же утробы, Каин сделался изгнанником и скитальцем.
Всемирный Потоп кладет конец роду Каина.
У Адама и Евы родился также сын Сиф. Проследить всех потомков Сифа до Ноя можно в пятой главе книги Бытия. Ламех пребывал в уверенности, что Ной, достойнейший из сыновей, способен быть примером и «утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» (Быт.5:29).
Ноя, как человека праведного и благочестивого, избрал Господь для продолжения людского рода. Всех тех, кто был склонен к разврату и злодеяниям, Бог истребил, прибегнув к потопу. 40 дней и 40 ночей изливался дождь на землю. Ной с сыновьями Симом, Хамом и Иафетом спаслись в ковчеге.
Народы, пошедшие от сыновей Ноя
Ной с детьми восстанавливали на Земле жизнь. «От них распространились народы на Землепосле потопа» (Быт.10:32). Книга Деяний уточняет, что каждому народу были назначены «предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26).
Магог и Мадай, Гомер, Мешех, Иаван, Фуфал и Фирас называются сыновьями Иафета. Но на древнегреческом языке в Септуагинте упоминается восьмой сын – Елис.
Потомки Иафета
Потомки Иафета зовутся Яфетидами. Они расселились по Европе.
Потомки Хама
Хам, поведывавший братьям о наготе отца, поплатился за свой бесстыдный поступок. Ной наказал его сына Ханаана, определив ему быть рабом у последователей Иафета.
От сынов Хама, Хуша, Фута, Ханаана и Мицраима, начинается, как уточняет А.Лопухин в комментариях к Библии, заселение Азии, а точнее ее юга, и верховьев Нила. Хам выступает в роли родоначальником четырех рас, обитающих в упомянутых местах.
Потомки Хама были сильны. В частности, в 10-й главе Бытия утверждается о силе Нимрода, сыне Хуша. Ассур, вышедший из земель Нимрода, построилгорода. «И Рессен между Ниневией и Калахом; это город великий» (Быт.10:12).
Потомки Сима
Старший сын Ноя Сим является родоначальником семитских народов. В возрасте ста лет он становится отцом Арфаксада (Быт. 11:10). Позже – Ассура, Елама, Луда, Арама. Но по линии Арфаксада происходит рождение Авраама. Его имя означает «отец множества». Новый Завет, уточняя родословие Спасителя, отсылает к Аврааму (Мф. 1:1).
И хотя Сарра, жена Авраама, была неплодна, Господь предрек ему благословение и великий народ в качестве потомков, многочисленный подобно песку, который невозможно сосчитать (Быт.12:2;13:16). От Бога Авраам знал и об угнетении своих потомков в течение 400 лет и небесном суде над поработителями.
По истечении лет Сарра оставалась бездетна. Первым сыном Авраама был Измаил, родившийся от служанки Агарь. Но Господь уверял, что появится сын от Сарры, «цари народов произойдут от нее» (Быт.17:16). Исаак родился у Сарры и Авраама уже в старости.
Несмотря на долгое ожидание рождения сына, Авраам готов был принести Исаака в жертву по велению Господа. Необходимость жертвоприношения появилась, как пишет Иоанн Златоуст, «не для действительного заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника».
Исаак с женой Ревеккой тоже долго молили о детях. Они дождались близнецов, нареченных Исав и Исаак.
Ослепший с годами Исаак, любивший сыну Исаву, поддался на обман Иакова. Выдав себя за старшего брата, Иаков получил предназначавшееся не ему благословение отца.
Иаков некоторым образом поплатился за свой поступок. Желая взять в жены Рахиль, он отслужил у ее отца Лавана несколько лет. Но тот, мечтая сначала выдать замуж старшую дочь, ввел к Иакову именно Лию. Когда подлог раскрылся, Иаков остался у Лавана еще на семь лет.
Случилось, что Иаков получил новое имя. Выдалось ему вступить в схватку с «Некто» (Быт. 32:24). Оказалось, что Иаков упорством поразил самого Бога, а потому назвался им Израилем, способным многих победить: «…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28). Часто потомки Иакова определяются израильтянами.
12 сыновей имел Иаков. Матерями Рувима, Левия, Симеона, Иссахара, Завулона, Иуды, Вениамина, Иосифа были его жены Лия и Рахиль. Неффалима, Дана, Асира и Гада Иакову подарили служанки жен, имена которых Зелфа и Валла.
Израиль питал самые нежные чувства к Иосифу как к «сыну старости». Братья за одно это невзлюбили его. А когда Иосиф дерзнул рассказать еще сны о солнце, луне и 11 звёздах, поклонившихся ему, и о снопах братьев, кланяющихся снопу его, ненависть переполнила родных людей. Готовилось страшное братоубийство. Однако Иуда предложил продать «сновидца» в рабство, что и было сделано. Имя Иуды обращает внимания не только в этой истории. Оно играет важную роль в родословии Иисуса Христа.
Родословная от Иуды, сына Иакова, до Иосифа обручника
Из колена Иудина происходят великие цари. Один из них – Давид, перенесший на гору Сион ковчег завета, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Другой – Соломон, возводивший Иерусалимский Храм. Их потомком был также Иосиф Обручник. В Новом Завете прослеживается история от Авраама до Иакова, сына Матфана. Там же мы находим тайну появления на свет Спасителя. Потомком Иакова, сын Матфана, был Иосиф, ставший мужем Марии.
Всего насчитывается 42 колена от Авраама до Иосифа обручника. Благодаря же тщательному изучению различных источников представляется возможным сделать схему родословия Адама и Евы.
ЕЛЕНА Капитанова
Последние статьи автора ЕЛЕНА Капитанова
- Генеалогоческое древо Адама и Евы до нашей эры - 15.07.2020