Отец ждет сына

Притча о блудном сыне – православное толкование

Покаяние одного грешника, радует Бога и ангелов более, чем множество праведников. Притча о блудном сыне рассказывает про путь грешного человека от гордыни и своенравия к искреннему покаянию. Ее предваряют два повествования о потерянной монете и убежавшей овце. Три эти притчи связаны общим смыслом. Хозяин находит потерянное добро и этому радуется. В роли хозяина выступает сам Господь.

Своя часть имения

В притче, младший сын желает получить свою часть собственности и уйти. Неподобающая просьба в высшей степени оскорбительна. В ветхозаветные времена получить наследство можно было только после смерти родителей. Однако, глава семьи разделяет имущество и даёт обоим детям. Он понимает, что произойдет с младшим сыном, но не препятствует ему. У строптивца уже зародился похотливый помысел и удерживать бунтаря при себе страхом и послушанием не имеет смысла. Отцу нужен не бездушный наемник, но сын, который оставался бы в доме по свободному произволению и любви. Своевольник все же уходит в дальнюю сторону. Он не собирается создавать семью или приумножать богатство. Цель отрока: вести разгульную, необременительную жизнь, предаваться похоти и веселью.

В 72 псалме Давида говорится: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя, гибнут». По толкованию, отец в притче о блудном сыне – Бог, а имение, не что иное, как Царство Божие. Уход из него отождествляется с отступничеством, самовластием и неразумием. Человек далеко удаляется от Царствия Божия и расточает Божественные дары.

Когда же он прожил всё

У отрока вскоре заканчиваются деньги. На чужбине у него нет никого, кто мог бы ему помочь. Начало страшного голода вынуждает юношу обратиться за помощью к одному из жителей страны, и несчастный попадает в ещё более страшные условия. Он пасет свиней, однако ему даже их пищу есть не позволено.

Удовольствия, которых желал самонравец, заканчиваются глубоким разочарованием.

У свиного корыта он понимает, что рабы в отеческом доме живут намного лучше его, поэтому решает вернуться домой. В сердце молодого человека зарождается покаяние. Он пал на самое дно, пришло осознание греха похоти, расточительства и безумия. Чувства главного героя притчи, в полной мере описывает цитата из 33 псалма: «Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды…».

Эта часть повествования объясняет, что отстоящий от Господа человек, попадает в руки демонов. Юноша является рабом лукавого. Страшный голод, который постиг отрока – это желание слышать Слово Божие. Удовольствия и грехи в притче обозначаются рожками, сладкими на вкус, но грубыми для пищеварения.

Встану и пойду к отцу

Важным, переломным моментом в евангельском рассказе является фраза «Придя же в себя…». Когда мы «выходим из себя», то теряем разум, с нами происходят безумства. Главный герой находится в положении крайней нужды, на краю пропасти. Он приходит в себя, и понимает, в какое бедствие впал. Это позволяет Благодати Божией войти в безумца, изменить его духовное состояние. Начинается путь к покаянию. Не только раскаяние и жалость к себе испытывает молодой человек. Он переосмысливает отношение к жизни, ищет не своей воли, а Божьей. Воспоминания об отце взывают к совести. Виновник не может вернуться и требовать благ, которые он не оценил и расточил. Он не смеет помышлять о почестях и возвращении своего прежнего статуса. В своей покаянной исповеди юноша решается просить у отца лишь жить у него в качестве наёмного работника или раба.

Бог всегда готов принять нас, если мы решаемся вернуться к Нему

Безграничную любовь отца читатель находит в следующем отрывке. Родитель увидел сына издалека и сам побежал к нему навстречу, принял, обнял, целовал. Отец сжалился над неразумным чадом, понимая, в каком состоянии души находится человек. Это был образ полного смирения, раскаяния и надежды. Как только Господь видит в человеке начаток зародившегося покаяния, он первый идёт к нему навстречу. «Ты разумеешь помышления издали» – говорит пророк.

Покаявшийся сын спешит произнести исповедь перед родителем. В его объятиях он успевает сказать лишь ее начало. Отец долго ждал родного сына, а не раба или наемника. Поэтому вторая часть покаяния уже не нужна. Мы можем быть у отца недостойным ребенком, но наемником и рабом не можем, так задумал Господь.

Облачение милосердия и любви

Неразумный сын был готов получить от родителя любое наказание, изгнание, возможно, даже смерть. Но никак не мог помышлять о том, что отец повелит своим рабам принести для него:

  • лучшие одежды;

По толкованиям святых, рабы в повествовании могут быть Ангелами или священниками. При совершении Таинства Крещения они облачают человека в ризы Господни. «Во Христа креститесь, во Христа облекайтесь» – напутствует Апостол. Прежняя одежда, грязная и ветхая – суть грехи. Её сменяет царское облачение, одежда святости, богатство и красота Царских даров.

  • перстень на руку;

Перстень означает печать Святого Духа и принадлежность к христианству. Человек свои дела творит руками. Печать на руке крестившегося – знак доброй деятельности. Происходит обручение с Богом, через залог Духа Святого. Таким образом, христианин получает дарования, которые он должен употребить во благо. Все таланты и способности он направляет на прославление Господа, совершение благодатных поступков, служение людям.

  • обувь на ноги.

В те времена обувь защищала человека от ран, укусов насекомых, змей. Иметь её могли богатые люди. Символически, образ этого предмета означает надежную защиту от разных грехов, праведный путь, по которому христианин идёт, не сворачивая, не оглядываясь назад.

Был мёртв и ожил

Хозяин имения велит рабам заколоть откормленного теленка и устроить пир. Святая Церковь с особой радостью принимает раскаявшихся грешников. Она награждает их величайшим благом – Таинством Святого Причастия. В притче говорится о Предложенных Дарах в образе упитанного тельца. Слова отца о том, что сын был мертв и ожил, указывают на состоявшуюся Евхаристию.

Старший наследник вернулся с поля, не захотел входить в дом. Юноша рассердился на отца, не хотел называть кровного брата братом. Главу семейства он стал упрекать в том, что даже козлёнка не получал за сыновне послушание и радение об имении. В этой части повествования Господь расставляет все на свои места. Смысл не в обиде и запрете на незначительный малый грех (козленок).

В образе старшего преемника выступает избранный народ Израиля. Он претерпевает тяготы, пребывает в послушании и покорности и это вызывает недовольство. Любящий отец недоумевает: ты всегда со мной, все мое – твое! Нужно радоваться пропавшему, но ожившему брату. Меньший сын в притче уподобляется другим народам мира.

Иные толкователи притчи под старшим сыном подразумевают Ангелов, праведников или фарисеев. А под младшим – язычников, грешников или человеческие пороки. Все эти формулировки тождественны, смысл произведения от этого не меняется.

Покаяние отверзает человеку небо

Притча о блудном сыне занимает в Писании важное место. Основа христианского вероучения в ней максимально сконцентрирована. В коротком повествовании – длинный путь человека. Когда грешник явно или формально разрывает связь с Господом, он действует, как младший сын. Возвращение к Богу состоит из сокрушения, действия и раскаяния. Грех мало увидеть и исповедовать. Юноша возрождается через родительскую любовь. Он понимает, как долго ждал его отец, сколько перенес скорбей за это время. Его сокрушение о своем положении уходят на второй план. Сердце раскаивается о нанесенной отцу ране. Не страхом, но добрым словом приводит родитель своего ребенка к любви и покаянию. Оно отверзает для нас небо и вводит в райские врата.

В жизни человека душа без слез покаяния становится слепой. Каждой такой слезинке радуется Ангел-Хранитель. Совершая новый грех, человек оставляет ужасные язвы на своей душе и наносит Богу свежие раны. В Таинстве Исповеди душа очищается и исцеляется. Покаяние вырывает нас из объятий бесовских, страстей и пороков. Как было раньше, так и сейчас и вовеки любящий Господь будет прощать и принимать в свои объятья своих заблудших детей.

https://youtu.be/Y1fz-TGTqRY?list=TLPQMTAwNDIwMjAzpITrQYCxEA

Rate this post
The following two tabs change content below.

Марина Зарьянова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *