Епитимья переводится с древнегреческого, как наказание, кара. Ранее в христианском мире епитимья считалась одним из видов церковного наказания. В современной практике епитимья рассматривается скорее, как помощь грешнику, врачевание его оступившейся души, путь кающегося грешника с помощью духовного наставника к истине. Епитимья, в большинстве случаев, заключается в лишениях, носящих аскетический характер. Среди таких санкций применяются чтение молитвенного правила, ограничения в еде в виде дополнительного поста и совершение земных поклонов в храме. Также согрешивший может отлучаться на определенное время от причастия.
Епитимья за блуд назначается за грех похоти и связанные с нею грехи прелюбодеяния и рукоблудия. От остальных известных грехов блуд отличается силой влияния на душу, тело и разум. Последствия блуда делают человека бесчестным и нищим, ведут к болезням души и плоти. Епитимье подвергаются мужчины и женщины, состоящие в интимных отношениях до брака. Грешными считаются гомосексуальные отношения, проституция и рукоблудие. Подвергаются епитимье изменившие законному супругу и «возжелавшие жену ближнего своего».
Наказание за блуд – неизбежная мера, так как в этом прегрешении оступившийся оскорбляет не только свою плоть, но и плоть Христа.
Блудницы, прелюбодеи и покаявшиеся в грехе рукоблудия не допускаются к таинству причастия в рамках епитимьи. Апостол Павел объясняет тяжесть греха блуда тем, что человек отдает «свои члены» блуднице. Поэтому каждый, кто причащается Телом и Кровью Иисуса Христа, должен помнить о том, что, оскверняя свою плоть, он порочит и плоть Христа.
В чем заключается суть епитимьи?
Основополагающая сущность епитимьи заключается не в наказании грешника, потому что такие решения подвластны только Богу. Это способ вернуть в душу кающегося покой, облегчить страдания совести за совершенный блуд, заживить духовную рану, нанесенную грехом. Епитимья – дополнительная возможность для согрешившего за счет усиления аскетических практик прийти к единению с Богом, поблагодарить его за любовь и просветление, осознать свою неправоту перед ним и продемонстрировать, что покаяние не поверхностно, а исходит от сердца.
Епитимья призвана показать кающемуся глубину его греховного поражения и отдаления от Бога.
Василий Великий утверждает, что суть церковного наказания заключается в извлечении христианина из сетей лукавого и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять». По его мнению, продолжительность епитимьи может быть не фиксированной, а зависеть от душевного состояния согрешившего, его раскаяния и духовной пользы от наложенных санкций. По убеждению Василия Великого, «врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния».
Главное, что должен помнить священник, налагая епитимью, что мера эта призвана врачевать и помогать душам заблудших, а не карать.
Цель епитимьи выявить грех и призвать согрешившего покаяться. Путем покаяния и санкций епитимьи искореняются причины греха и не допускается его повторения.
Качества епитимьи
Протоиерей Георгий Бреев утверждает, что совершенный грех возможно искупить Богоугодными делами. Для скупого — это проявление милосердия. Для совершавшего блуд – целомудренный и скромный образ жизни.
Назначение епитимьи – сугубо индивидуальный процесс. Исцеление происходит путем совершения деяний, противоположных греху, в котором кается прихожанин. Как утверждает Святой Василий, любая из данных Богом человеку душевных способностей «становится для обладающего ею благом или злом по образу употребления». Св. Василий учит, что все зависит от «согласия» и соразмерности, от гармонии или «симметрии» душевной жизни. Гармония кроется в разуме человека. Ключ к разумному согласию и целостности души кроется в человеческом разуме. Епитимья выступает как благодетель, который позволяет найти этот ключ. Одно из основных качеств епитимьи – пребывание наедине с Богом и общение с ним в любви. Грех состоит в блуде, а первопричина греха кроется в удалении от Бога.
Только тогда епитимья будет благотворная и лечебная, когда будет соразмерна с совершенным деянием.
Епитимья призвана искоренить грех
Василий Великий объясняет, что грех исцеляется противоположными по сути ему деяниями. Например, тот, кто злословил, должен благословлять. Лиходеев призваны отдавать. Грешившие пьянством врачуются постом. Грех гордыни излечивается смирением. Грех блуда – воздержанием. Также важна сила раскаяния, готовность принять все тягости и испытания, которые будут на пути к очищению души.
Стоит учитывать личные качества согрешившего и условия его жизни. Таким образом, нельзя назначать пост беременным женщинам или больному человеку. Духовное взыскание назначают исходя из следующих факторов:
- обстоятельства прегрешения;
- сопутствующие причины и обстоятельства;
- пол согрешившего;
- возраст;
- семейный статус и общественное положение.
В труде архиепископа Вениамина «Новая Скрижаль» написано, что священник должен на таинстве исповеди задать семь вопросов. Духовник должен знать, кто грешил и что его к этому побудило. Спросить, что и где было совершено, а также – каким образом, в какое время и с какой целью. Важно выяснить во время исповеди, кем является раскаивающийся, какой образ жизни ведет и внутренние мотивы его душевного падения.
Например, епитимья за блуд в отношении к молодому юноше будет мягче, чем за аналогичное согрешение, совершенное взрослым зрелым мужчиной, который уже несколько лет состоит в браке.
«Санкции» епитимьи и допустимость ее смягчения
Епитимья зависит, как от прегрешения, так и от условий и жизненной ситуации кающегося. Духовник, определяя епитимью, действует не только исходя из учений Иисуса и существующих правил епитимьи, а также на основании конкретной ситуации. Епитимья призвана облегчить страдания согрешившего, убедить его отречься от ложных убеждений, обуздать похоть.
Архиепископ Платон полагает, что церковное наказание должно иметь силу до того момента, пока согрешивший будет в нем нуждаться. Он сравнивает духовное врачевание с физическим лечением – больной должен принимать таблетки постоянно, пока не излечится. Поэтому следовать духовным ограничениям нужно до того времени, пока не будет проявляться симптомов содеянного греха.
Соответственно, наказание для мирян и церковнослужителей происходит в разной форме и назначается на разный срок. Суть церковной епитимьи заключается в лишении определенных прав и благ, которые определяются решением Церкви. Апогеем для грешника становится отлучение, или анафема.
Возможна, в качестве исключения, перемена вторым духовником наказания, назначенного другим священником. Это происходит, если первый духовный наставник не учел жизненную ситуацию или по причине значительных перемен в жизни:
- внезапная болезнь;
- перемена службы и занятий;
- обнищание.
Основная санкция епитимьи – покаяние. Традиционно кающиеся проходят четыре ступени и делятся на соответствующие группы. Василий Великий характеризовал таким образом степени покаяния:
- Плачущие – те, кто возносят молитвы Богу и просят прощения за территорией храма.
- Слушающие – люди, которые слушают церковные песнопения внутри храма.
- Припадающие – стоящие сзади амвона, и выходящие по провозглашению дьякона.
- Купностоящие – допущенные до определённых церковных обрядов, но воздерживающиеся от таинства причастия.
Епископ в традиции епитимьи выступает не только духовных наставником, но и судьей. Человеколюбие – главная черта епископа, которым он должен пользоваться, наблюдая за согрешившим. Горячее раскаяние и новая жизнь без прежних прегрешений – повод уменьшить срок или тяжесть наказания за блуд. Василий Великий объясняет право священнослужителей на усиление либо ослабление епитимьи тем, что они получили от Бога власть решения вопросов о духовном взыскании. Плохие судьи будут осуждены Творцом, если увеличат или уменьшат срок епитимьи, руководствуясь личными побуждениями.
Добрая слава епитимьи
Обращение человека к Богу – великое таинство. Священнослужители не имеют права назначать открытой епитимьи за тайные грехи, сообщенные кающимися. Назначая епитимью, священник обязан исходить из благих намерений, и она не должна наносить вред доброму имени покаявшегося. Санкции, налагаемые церковью, не должны препятствовать исполнению семейных и трудовых обязанностей или наносить любое другое бесчестье.
Священник призван быть добрым и мудрым пастырем для раскаивающегося грешника.
Действия церковнослужителя должны быть направлены на доброе дело, способствовать врачеванию души грешника. Задача священника вновь освятить путь, с которого сошел прихожанин.
Грешник, прошедший все ступени покаяния епитимьи, перерождается не только душой и телом, он очищается в своих мыслях и желаниях. Истинное значение епитимьи спасти грешную душу путем совершения добрых дел, которые человек продолжит совершать и после снятия с него епитимьи. Добрые деяния, молитвы, обращение к Господу с раскаянием – основные составляющие учат не совершать былых грехов и рождают в голове у раскаявшегося новый взгляд на мир, наполненный желанием снова и снова совершать добродетель.
Виды епитимьи
Епитимья назначается человеку исключительно во благо. Во время аскетических деяний согрешивший осознает, что отдалился от Бога и ищет путь к нему вновь. Епитимья – волеизъявление Господа. Каждому посылаются только те трудности, которые человек в силах пройти. Наложенная епитимья должна беспрекословно исполняться.
Вячеслав Пономарев в «Справочнике православного человека» перечисляет такие разновидности епитимьи:
- Приветствие Бога поклонами и чтением молитв дома.
- Молитва Иисусу Христу.
- Полунощная служба.
- Чтение духовных текстов – Библии и Жития.
- Строгий пост.
- Отказ от супружеской близости.
- Подаяние.
Церковные каноны
Исторически сложилось так, что практику церковных покаяний Древняя Русь заимствовала у Византии. Поэтому изначально право назначать либо отменять церковные наказания сосредотачивалось в руках епископов. С давних времен епитимья назначалась после тайной исповеди.
Процедура наложения епитимьи была прописана в «Духовном регламенте». Большинство положений действуют в церковной практике нынешних времен. Согласно регламенту, малое отлучение было эквивалентно гражданскому ошельмованию. Ошельмованные лица лишались правоспособности. Анафема означала религиозную смерть и приравнивалась к кончине политической.
Епитимья в православной практике
В Православии епитимья часто выражается в запрете участия в Евхаристии. Срок, на который согрешившего лишают возможности принять участие в таинстве Святого Причастия, зависит от степени греха:
- еретики и сектанты не будут иметь возможности «соединиться с Богом во Христе» до момента отступления от ослепления, блуда и ереси;
- грешившие смешением крови отлучались на 12 лет;
- покаявшиеся в гробокопании или преступлении клятвы – на 10 лет;
- те, кто занимались колдовством, лишались возможности принятия участия в таинствах на 25 лет;
- прелюбодеям таинство недоступно на срок от 9 до 15 лет;
- убийцам — до 25 лет;
- мужчины, делившие ложе с другими мужчинами или скотом, отлучались на 15 лет.
Патриарх Иеремия о причинах епитимьи
Константинопольский патриарх Иеремия в выделяет следующие поводы для оглашения епитимьи. Лишения, полагающиеся согрешившему, призваны, чтобы:
- Сквозь страдание, которое принимается добровольно, лишиться наказания в последующей жизни после смерти. Пример страдания при жизни земной ради жизни иной показал Иисус.
- Искоренить в согрешившем причины грехопадения, обуздать похоть, привести в порядок мысли. Излечить от прегрешений можно только противоположными добрыми делами.
- Духовное наказание выступает как «узда» человеческого нутра. «Узда» сдерживает от соблазна вновь повторить проступок.
- Любая добродетель дается нелегко. Исходя из этого, выдержавший епитимью научен труду, дисциплинированности и усердию.
- Данная мера применяется для того, чтобы убедиться, что человек не вернется даже мысленно к совершенному греху, что он порицает такое поведение.
Евангельская притча о епитимьи
Примером целесообразности епитимьи служит интерлюдия из Евангелия о мытаре Закхee. Господь сказал ему: “...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Л к. 19:5). Сборщик податей в Иудее в то время для глубоко верующих людей казался презренным богоотступником, утратившим совесть. После того, как Иисус сказал, что посетит его дом, Мытарь осознал избранность и любовь Бога к нему и сказал: “Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо“.
В притче нет упоминаний о приказах или советах со стороны Иисуса. Посетив неверного, Иисус показал ему свою любовь, готовность прощать и делать благие дела, что и родило в Мытаре ответное чувство. Он осознал, что не может жить так, как существовал в прошлом до встречи с Богом. Поэтому епитимья для согрешившего – встреча с Богом, возможность почувствовать его любовь, и подарить ему свою. Мытарь сам себе провозгласил епитимью, также каждый из живущих ныне людей может повторить его подвиг, раскаявшись в своих грехах, или обратиться за помощью к священнику, чтобы облегчить путь к истине.
7 доводов в пользу епитимьи.
На основе существующих духовных учений и церковных канонов можно выделить 7 основных доводов в пользу епитимьи:
- Епитимья – не наказание, а учение, врачевание души.
- В качестве епитимьи применяют читку собрания священных книг, что укореняет знания о Всевышнем в разуме кающегося.
- Епитимья – верный путь к прощению Господом за грех. Это помощь оступившемуся.
- Епитимья пробуждает в человеке смирение, добродетельность и осознанность. Она признана изгнать не только грех блуда либо другой, за который была назначена, а и человеческую излишнюю гордость, обиды.
- Епитимья – это право быть услышанным Богом, даже после страшных смертных грехов. Духовный настоятель подбирает такие меры епитимьи, которые помогут согрешившему избавиться от порока и вернуться на праведный путь.
- Искупивший свой грех имеет право на долгую жизнь в гармонии с Богом и душой. Грешник, который искренне не раскаялся и не исполнил епитимью, назначенную священником, не получит милости от Бога.
- Истинное покаяние и честное исполнение епитимьи приводит к изменению человека в лучшую сторону, открывает светлые стороны души и дарит внутреннюю гармонию.
Душевное состояние кающегося во время епитимьи
Феофан Затворник называл церковное покаяние с временным ограничением от таинств «великой предохранительной силой». Архиепископ Платон также был убежден, что данное церковное наказание в лучшей форме предостерегает покаявшегося от старых и новых прегрешений, искореняет худшие человеческие качества, бережет от неверных наклонностей.
Важнейшим элементом для епитимьи становится не грех, за который её накладывают, а состояние души согрешившего в момент совершения блуда, во время раскаяния и исполнения епитимьи, а также душевное равновесие после неё. Назначая те или иные меры в рамках епитимьи, священник учитывает душевное состояние человека, его образ жизни, темперамент, социальное положение и многие другие факторы.
Епитимья бережет раскаявшегося от блуда, учит его не поддаваться зову плоти, научиться слышать голос разума и слово Бога в сердце. Страдая во время жизни земной, человек будет счастлив на небесах. Однако существование во грехе не даст счастья ни в земной жизни, ни в последующей. Своевременное осознание, раскаяние и искупление греха возносит душу человека ближе к Богу, к истине и абсолютной любви.
Согрешивший, при условии искреннего раскаяния, постоянного обращения к Богу и к собственному сердцу, может добиться отмены епитимьи. Однако важнее не только достойно пройти все лишения, назначенные священником по воле Божьей, а и возненавидеть свой грех. Как говорил архиепископ Иннокентий, грешник своими благими делами и аскетическими лишениями показывает Господу готовность исправить свою жизнь, а ее оставшееся время посвятить искуплению прежних грехов.
SMOLINA_OLGA
Последние статьи автора SMOLINA_OLGA
- Епитимья – помощь кающемуся в борьбе с грехом блуда - 29.04.2020