Сб. Окт 12th, 2024
Православный взгляд на грех

Блуд в православии толкуется в двух смыслах, во-первых, как половое распутство, похоть, во-вторых, как отпадение от Бога, потеря духовного пути, это так называемый «духовный блуд». На второе значение слова особенно ясно указывает этимология: «блуд» ведет свое происхождение от старославянского «блѫдъ», также как и слова «блуждать», «заблуждение». Согласно Толковому словарю Даля, блуд имеет народное значение, более древнее, сводящееся к «уклонению с прямого пути», и второе, церковное, подразумевающее «безбрачное сожитие». Соответственно и значение слова «блудить» не исчерпывается глаголами «плутать», «бродить», «скитаться» по неизвестной местности, а вмещает также смысл «любодействовать», развратничать.

Эта двойственность этимологии русского слова «блуд» отчасти объясняется обстоятельствами принятия христианства. В Древней Руси были другие нормы взаимоотношений полов, взять хоть обычай заниматься любовью во время сева, чтобы поделиться плодовитостью и соками плоти с землей. Поэтому по Крещении Русь сразу оказалась «погрязшей» в грехе блуда. Перестраивание этой области этики на христианский лад проходило медленно: про блуд на Руси писали многие историки и иностранные дипломаты, например, современник Ивана Грозного Д. Флетчер или бывавший в стане Степана Разина Л. Фабрициус.

Про блуд и прелюбодеяние

В православии понятие блуда широко и имеет разные градации значения. В самом широком смысле, заключенном в Седьмой Заповеди «Не прелюбодействуй!», блудный грех и прелюбодеяние выступают как синонимы. Однако в каноническом праве эти понятия разведены. Прелюбодеяние — это грех измены законному супругу (или супруге), а также, поскольку человеческая душа — Невеста Господня, это и смертный грех измены Богу. Блуд, взятый в узком значении, не предполагает измену, поэтому и наказание за прелюбодеяние, согласно Иоанну Златоусту, должно быть вдвое, втрое строже.

Девушка думает о своем грехе

Блудом занимаются люди холостые, еще не пошедшие под венец, а в дискурсе воцерковления, люди, еще не пришедшие к Богу. И первый, и второй виды блуда бранил Святой Августин в своей «Исповеди». Он же с горькой насмешкой вспоминал, как его современники откладывали Таинство Крещения, чтобы перед ним успеть вдоволь погрешить и нагуляться.

Блудом считаются любые половые отношения до заключения брака, все «первые попытки» и «пробы», сожительство, рукоблудие (мастурбация), «мокрые» сны, просмотр порно, чтение развращающих, воспевающих сладострастие книг, получение удовольствия от пошлых шуток. Блуд — это искажение человеческой способности производить потомство, обращение ее в противоестественные отношения взаимоуслаждения. Гражданский брак, то есть тот, который был зарегистрирован в органах ЗАГС, Церковь признает, хотя и почитает его за неполный, несовершенный, поскольку супруги не приняли в Таинстве Божью благодать и благословение на семейную жизнь.

Блуд подобен смерчу

Возможен ли блуд в браке? На первый взгляд, нет, ведь здесь половая любовь оказывается как бы пиком душевных взаимоотношений близких друг другу людей с принятием взаимной ответственности. Однако если супруги видят в друг друге не равных партнеров, братьев и сестер во Христе, занятых делом взаимного спасения, а лишь объекты для излияния похоти, то что это как не узаконенный блуд?

Прелюбодей ищет сексуальных партнеров «на стороне», не желает довольствоваться выбранным спутником жизни. «Гуляя», безответственный муж (или жена) не только рискуют разрушить семью и травмировать психику детям, они нарушают целый ряд заповедей. Помимо уже упомянутой седьмой, преступается также восьмая, «Не кради!», ведь тело свое он ворует и у жены своей, и у Бога («Тело не для блуда, но для Господа...Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?» (1Кор. 6:13-16)), девятая (ведь при измене нарушаются данные клятвы и начинается бесконечный поток лжи), иногда десятая — «Не желай жены ближнего своего».

Как рождается грех блуда?

Православие учит, что любому прегрешению предшествует нехорошее намерение при благом деле. Например, во время исполнения супружеского долга может одолевать намерение получить удовольствие лишь для себя или попробовать какой-нибудь неестественный, но приятный телу жест. Намерение может постепенно преобразоваться в навязчивый помысел.

Если не отсечь его сразу, но проявить к нему внимание, согласиться с ним, от помысла зародится грех.

Кульминацией развития, согласно предложенной Евагрием Понтийским схеме, будет исполнение, свершение греховного поступка. А самой крайней степенью блуда — долгое упорствование в одном из 7 смертных грехов, полное порабощение страстью, заставляющее восстать против Бога.

Причины, по которым происходит блуд в человеке

Главной причиной, по которой случается блуд, является испорченность человеческой природы. Наследуя отпавшему от Рая Адаму, все сыны и дщери человеческие мучаются жжением смертной плоти, голодом, жаждой, половым влечением.

Мужчина и женщина идут вместе

Второй причиной можно считать воспитание и круг общения. Как писал апостол Павел, «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Общественная практика легко может подтолкнуть человека на противоестественный блуд: если в общине мужеложство не редкость, юное существо может от него и не уберечься.

Опять же, если в обществе поощряется ношение открытой, сексуальной одежды, разве стоит удивляться, что душа начнет блудить «вслед сердца и очей» (Числ. 15:39)? Наготы других людей следует избегать, об этом писал, среди прочих, Антоний Великий, вспоминая, как, оказавшись на берегу преграждавшей путь реки, он с учеником решили разделиться, чтобы не видеть наготы друг друга, пока плывут.

Духовные причины блудного греха

Семя греховности легко зароняется в душу, в которой нет веры. Поговорка гласит: свято место пусто не бывает. На место помыслов о Вечном и молитвенных преклонений, приходят блудные помыслы и грехи. В православии от человека требуется подобно Христу распинать свою плоть, отказываться от «дружбы с миром» во имя Духа, а где взять силы нести Крест, если нет веры и смирения, чтобы принять в помощь Божью благодать?

К блуду еще подталкивают изнеженность духа и плоти.

Верующий должен постоянно блюсти воздержание всех пяти чувств, не увлекаться сильно эстетикой внешнего вида или благоуханием, не забывать себя в праздном слушании музыки, не потворствовать чревоугодия, ощутив приятный вкус во рту. Разнузданность чувств перетекает в потакание сладострастию, так утверждаются в человеке 7 смертных грехов.

Признаки блуда

Распознать блудника или блудницу можно по наряду, поведению и речам. Распущенные люди одеваются ярко и сексуально, носят сильно обтягивающую или чрезмерно открытую одежду, будто пытаясь все тело выставить напоказ как товар на прилавке. Блудники постоянно пытаются влезть в личное пространство человека, на которого положили глаз, много прикасаются, прижимаются, затягивают объятия.

Развратное поведение - первый признак греха

В беседах грешники часто фамильярничают, рассказывают пошлые истории, злоупотребляют сортирным и постельным юмором, громко говорят, желая привлечь внимание. Иногда переходят на томный шепот, жеманно или нарочито дерзко улыбаются, строят «глазки», намекая на желание вступить в половую связь.

Степени греха

Однозначного деления блуда по степени греховности нет, однако это можно заменить условным различением более или менее тяжелого греха. Блуд, как уже говорилось, это грех, заключающийся в искажении влечения к рождению новых поколений. Можно выделить наименее и наиболее неестественный, исказившийся блуд.

От влечения к половозрелым представителям противоположного пола можно перейти к рукоблудию, мужеложству, малакии и педофилии. Самые противоестественные и гнусные блудные грехи – это некрофилия и скотоложство. Библия говорит о блуде с животными: «Ни с каким скотом не ложись, чтобы… оскверниться от него» (Лев. 18:23).

Блуд с прелюбодеянием можно отличать по тяжести греха по следующим признакам:

  • был ли преступлен Божий закон лишь в уме;
  • осуществлялись ли реальные действия;
  • была ли втянута в блуд чистая душа.

Это социальное измерение блуда упоминалось и ранее. Блудник не только распутствует сам, он развращает своими речами, поведением другого.

Производные грехи блудной страсти

Как чревоугодие потворствует сладострастию, так и, наоборот, разгульный, порочный образ жизни, потакание похоти в кругу распутников побуждает предаваться обжорству, пьянству, лени, смехотворству, сорить имеющимися деньгами и алкать новых. Хвастовство любовными похождениями развивает в человеке тщеславие и раздувает гордыню.

Плотское удовольствие становится мерилом для занятий и отвращает от труда, помощи ближним, молитвы, и уже на них идет хула, пока образ жизни во Христе не станет блуднику ненавистен и смешон.

Влияние на человека

Душа у блудника часто становится нечувствительной к пороку, свыкается с ним и не ищет добра и благодати. В Небесном Царстве для нее тогда нет наследства (1Кор. 6:9-10). Такой человек душою все равно что мертв, он более походит на животное, ищущее ласк и удовольствий, но неспособное к любви и истинной радости.

Душу человека обступают грехи

Иногда же распутник, наоборот, чувствует, как порочно и зыбко его существование, как низко его падение и как под ним разверзается ад. От дел своих грешник впадает в отчаяние и не надеется на Божье милосердие, на то, что тот отпустит все блудные и произошедшие от них грехи, отсюда душевные муки, метания, разлад и кочевание по граням безумия.

Погрязшая в распутстве душа уже не может в свободной благости Духа сообщаться с другими христианскими душами. Другого человека, который весь выкуплен уже для Славы Божьей ценой распятия Христа (1Кор. 6:20), та бессознательно, по одной привычке уже превращает в объект блудных помыслов, в средство для утоления сладострастных желаний.

Влияние блудной страсти на тело человека

Человек от порочной жизни истощается, теряет силы. Об руку с блудом нередко идут пьянство и ночные гуляния, от малого сна умирают мозговые клетки, от алкоголя страдает печень, от приукрашивающей плоть развратницы декоративной косметики стареет и вянет кожа.

От частых любовных соитий повышается чувствительность тела, оно легче поддается новому греху, возбуждаясь от одного прикосновения или даже от одной похотливой мысли.

Не стоит, даже упоминать о разнличных венерических заболеваниях, половых болезнях, которыми блудник охотно делится с половыми партнерами.

Влияние на дух человека

Блуд, рассматриваемый с точки зрения религиозной, или духовной, согласно игумену Петру Мещеринову, выступает как то, что «изгоняет из сердца человека Святого Духа». Тот не может постоянно быть в нечистоте, в грязном «храме», ведь с храмом сравнивает апостол Павел тело человека в Первом послании к Коринфянам. Блуд — это смертный грех, в том смысле, что упорствование в нем ведет к полному отпадению от Бога, к духовной смерти без надежды на воскрешение.

Здоровье от греха ухудшается

Этимология, происхождение русского слова «блуд» уже указывает, что человек, впавший в него, заблудился в потемках плоти и сознания, потерялся в «мире» и не может найти истинный путь — к Богу. Духовный блуд в православии — свидетельство безбожия, и редко оно бывает преходящим.

Наказание человека за грех блуда

Упорствование в блуде грозит потерей благословения Господня. Святые отцы и учителя Церкви призывают установить для блудных:

  1. Запрет на причастие, в случае блуда или потворствованию рукоблудию — до 7 лет.
  2. В случае прелюбодеяния, мужеложства и других тяжелых «содомских» преступлений — до 15 лет.
  3. Также отлучение от других Святых Таинств.

Самое страшное наказанием является невозможность спастись в Боге и смерть духа вслед за физической оболочкой.

Блуд и семейные отношения

Семьи, живущие вне брака, лишены божественной благодати и покровительства. Дети видят, что родители живут в блуде и учатся от них тому же. Когда один из партнеров, не сдерживаемый ни формальной отметкой в паспорте, ни положением об обязательной выплате алиментов, уходит, большой урон наносится по детям, их психике, их вере в людей, в добро и любовь.

Семья из трех человек

Свободная форма отношений не препятствует проявлению интереса к свободным людям или даже «чужим женам» и мужьям. Напротив, всегда остается психологическая лазейка, позволяющая сказать, что все было несерьезно или «просто не срослось».
Без брачных уз возлюбившие друг друга не могут в целостности осуществить свои душевные и духовные устремления, слиться в Боге, но всегда остаются как бы в подвешенном состоянии, в постоянной незавершенности, в не скрепленной ни светским, ни божественным законом ограниченной целостности.

О блудницах

В Ветхом завете много говорится о блудницах, но ни разу о блудниках, хотя распутству там предаются в равной степени и мужчины, и женщины. Примечателен рассказ о вдовице Фамарь в Книге Бытия (Быт. 38:11-26), к которой вошел ее свекр, приняв за проститутку. Когда же спустя 3 месяца оказалось, что девушка «впала в блуд» и беременна, тот велел вывести ее и сжечь, однако промысел Господень уготовил иное.

Распутство в мужчинах в древних Книгах почитается за привычное, блудников предостерегают разве что от алкания жены соседа и от возлежания со скотом, к женщинам же светские и религиозные законы неизменно строги.

Протоиерей Глеб Каледа с сожалением отмечает, что на исповеди мужчины редко каются в блуде, поскольку не считают его чем-то неестественным. В патриархальной культуре образ блудницы стал нарицательным, хотя грешат всегда оба пола. Такое положение дел возмущало и христианских святителей. В частности, Иоанн Златоуст писал, что действующим в его время законам предпочтет «закон Божий, который равно укоряет и жену, и мужа».

Образ блудницы, однако, служит не только порицанию женского пола, но и восхвалению милосердия Господня к кающимся. «Мы знаем», — пишет прот. Глеб Каледа. — «покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую». Иисус Христос сказал, согласно Евангелию по Матфею: «Мытари и блудницы вперед вас [священников и старейшин] идут в Царство Божие» (Мф. 21:31), и те грешные «поверили ему» (Мф. 21:32), раскаялись в грехе своем и уверовали в Бога и вечную жизнь.

Борьба со страстью. Общие методы

Верьте в Господа, который может в милосердии своем даже прелюбодейке сказать: «Не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

Свет, который есть Христос, главное оружие верующего в борьбе с одолевающими его страстями.

Поскольку страсть развивается из помысла, надлежит на корню отсекать греховные мысли, что, согласно арх. Рафаилу (Карелину), достижимо «лишь в свете постоянной молитвы», при неуступчивом сопротивлении, борьбе с собственной природой. Архимандрит замечает, что не следует осуждать других грешников, лучше самому молчать в великом смирении.

Иерей Максим Каскун предлагает бороться со страстью, изнемождающим и не оставляющим сил на греховные помыслы телесным трудом, постом и воздержанием, уклонением от созерцания чужого тела, как наяву, так и в разноличных видео и фильмах, скромным и благолепным поведением.

Григорий Палама предупреждает, что мало вооружиться против страсти постом и умерщвлением тела, но нужно сам «источник помыслов иссушить» смирением своим и молитвой.

Частные методы

В момент, когда начинает завладевать душою блудный помысел, надлежит вспомнить о прошлом раскаянии, о стыде, который испытывался на исповеди, когда приходилось признаться духовнику в распутстве и разврате.

Молитва от чистого сердца

Другой вариант — подумать о наказании за отпадение от праведного образа жизни, о грядущих муках и страшных последствиях.
Кроме того, можно обратиться за помощью к образу ближнего. Перечислить нравственные достоинства человека, которого блуд подстегивает обратить в средство для удовлетворения похоти. Всегда нужно помнить об общем спасении, о бедах, которые этой душе пришлось претерпеть и о ее надеждах. Перейти от плотского желания к духовному общению.

Православные святые о прелюбодеянии:

Афонский старец, святитель Григорий Палама пишет, что «блудное примешение через слух и зрение проникает в душу» мирянина или монаха, и погружает того в «срамные помышления», так любая добродетель, если не следить неусыпно за воздержностью тела, может быть обращена в пепел. В «Изъяснении десяти заповедей» он поучает: «Не любодействуй, [иначе будешь] повинен вечному наказанию» за осквернение тела Христова нечистотой. Тем, кто не изберет целибат, он наказывает обращаться с супругой «как с сосудом во святыне», «чужих жен [же] удаляться всеми силами». Верующий должен исторгнуть из себя «горькие корни» помыслов, пока они не принесли «смертоносных плодов» — духовного отпадения.

В сборники «Добротолюбие» приводятся слова Иоанна Кассиана о том, что сопротивление духу блуда — это «брань лютая, которая начинает бороть с первого возраста зрелости», противостоять ей нужно не только телесным целомудрием, но и «покаянным сокрушением духа, неотступной молитвой». Главное же — «истинное смирение, без которого ни над какой страстью никогда не будет приобретена победа». Болезнь блуда «имеет нужду в уединении и удалении от людей», иначе сложно вылечиться и добиться чистоты духа для Царства Господня. «Иное дело быть воздержным», — пишет он. — «И иное – чистым, пришедшим в невозмутимое состояние целомудренной непорочности и девственной невинности».

Rate this post
The following two tabs change content below.

Марк Зотов

Последние статьи автора Марк Зотов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *