Значение сластолюбия: тяжесть греха и путь борьбы

Сластолюбие – постоянное стремление к наслаждениям. В отдельных случаях безудержные влечения переходят в страстное состояние. Чтобы избежать подобной страсти, каждому православному христианину необходимо понимать значение сластолюбия, тяжесть греха и путь борьбы с ним.

Понятие сластолюбия

Православная и светская этики по-разному толкуют понятие сластолюбия.

Светские аспекты

С точки зрения светских людей, сластолюбие – естественное стремление человека к комфортной жизни, нормальное желание, если оно напрямую не вредит окружающим. В светском мире все чаще звучат призывы жить для себя и получать удовольствие от всех сторон жизни.

Одно из порождений сластолюбия – эгоцентризм – порицается даже светской этикой.

Православные аспекты

Согласно православному вероучению, сластолюбие – одна из трёх главных страстей, в основе которых лежит самолюбие.

Известные сластолюбцы в истории

Всемирная история доказывает, что даже самые знаменитые, талантливые и просто влиятельные люди бывают подвержены греху сластолюбия. Один из самых ярких примеров – античный философ Аристипп. Аристипп основал учение гедонизма, согласно которому высшее счастье для человека – наслаждаться жизнью и всячески избегать боли, тревог и страдания.

Ещё одна историческая личность – Джакомо Казанова, чье имя стало синонимом слова «ловелас». Итальянский авантюрист имел любовные связи с десятками женщин.

Причины возникновения греха

Святые отцы считают, что корень сластолюбия, так же как и славолюбия и сребролюбия – самолюбие. Самолюбивый человек постоянно угождает своим желаниям и чрезмерно услаждает тело и душу, даже в молитве он ищет только приятных ощущений.

В некоторых случаях причиной сластолюбия могут стать проблемы с телесным здоровьем человека, в частности, гормональные сбои.

Психологические и органические патологии иногда приводят к нарушениям пищевого поведения или отклонениям в интимной жизни.

Наказание за сластолюбие

Как и другие грехи, сластолюбие не остается без последствий. Подверженные этой страсти люди перестают заботиться о чистоте своей души, не воспитывают себя постом и воздержанием и таким образом отпадают от Бога.

Как бороться с грехом

За свою многовековую историю Православная Церковь в лице святых отцов выработала несколько способов борьбы с грехом сластолюбия. В некоторых случаях христиане могут также пользоваться достижениями современной медицины.

Исповедь

Регулярная исповедь помогает следить за своими мыслями и ощущениями, не допускать, чтобы помыслы перешли в действия.

Епитимья

Для плодотворной борьбы с грехом сластолюбия духовник может наложить на свое духовное чадо епитимью, например, соблюдать особый пост.

Медикаментозное лечение

Если причина возникновения греха кроется в неправильной работе организма, страждущему необходимо обратиться к врачам.

Нельзя назначать себе лечение самостоятельно без консультации специалистов!

Профилактика сластолюбия

Святые отцы советуют ни к чему не иметь пристрастия, чтобы не впасть в грех сластолюбия. Необходимо вести простую жизнь, не стремиться к излишнему комфорту, воздерживаться от обильной вкусной пищи, частых плотских утех, соблюдать посты и другими способами упражняться в аскетике.

Сластолюбие – это тяжкий грех, но не приговор для человека, который осознает свое несовершенство, искренне кается в падении и желает исцелиться. Важно помнить, что с Божией помощью можно победить любую страсть, если искренне обратиться ко Господу и прикладывать усилия для борьбы с духовной болезнью.

Грех обжорства, чем он опасен и к чему приведет

Грех обжорства, или чревоугодия — один из самых распространенных среди семи смертных грехов. Он часто встречается практически в любом обществе. И хотя еда — это необходимость, без которой прожить невозможно, тем не менее, часто человек стремится к излишествам, связанным с едой.

Тотальное обжорство или как остановиться вовремя

Чревоугодие — это не просто плотно поесть. Это грех. Его крайняя форма — это тотальное обжорство. Здесь важно вовремя уловить момент, когда насыщение становится проблемой. Когда еда уже не насыщает и придает силы, а, наоборот, силы эти отнимает, когда наступает тяжесть в животе от непомерных объемов съеденной пищи, — тогда самое время остановиться.

Обжорство – что это такое: ключевые аспекты заболевания

Обжорство — это переедание. Оно чаще всего встречается среди тех, у кого есть проблемы с пищевым поведением. Это нарушения в правильном отношении к еде. Человек, страдающий обжорством, слишком много ест, гораздо больше, чем требуется его организму. Вследствие этого он набирает вес, появляются проблемы с сердечнососудистой и эндокринной системой, желудочно-кишечным трактом.

Обжорство как болезнь

Обжорство может быть болезнью. Одна из таких болезней — булимия. Человек съедает все, что видит, ест постоянно, даже не замечая этого. Вместо того, чтобы меньше есть, он вызывает у себя рвоту после еды.

Признаки и симптомы

Один из ключевых признаков обжорства как болезни — потеря контроля во время еды. Этот процесс схож с алкоголизмом — алкоголики тоже теряют контроль. Это и отличает болезнь от простого увлечения едой или алкоголем.

Поведенческие

В поведении человека, страдающего обжорством, болезнь проявляется достаточно явно. Например, здоровые люди ходят в кафе, чтобы немного перекусить, главным образом поговорить и хорошо провести время. Человек, страдающий обжорством, ходит в ресторан для того, чтобы есть. Он набрасывается на еду, заказывая себе еще и еще.

Эмоциональные

Еда — основной источник положительных эмоций для человека, страдающего обжорством. Во время еды наступает эйфория, которая, правда, длится недолго. После насыщения наступает леность, эмоции немного притупляются. А затем человека ждет раскаяние, что он съел так много.

Психологические

Психологические признаки обжорства как болезни проявляются в склонности человека к зависимости. Если человек старается бороться со своей проблемой, он ищет пути для сублимации своего болезненного увлечения.

Биологические

С точки зрения биологии человеку для поддержания жизни требуется определенный набор витаминов и макроэлементов, которые содержатся в еде. Для гармоничной жизни нужно определенное количество этих элементов. Но когда в организме происходит сбой, который вызывает обжорство, начинаются проблемы. Впоследствии все это негативно сказываются на здоровье человека.

Социально-культурные

Например, идет война и в послевоенные годы начинаются проблемы с наличием продуктов. Постепенно наступают сытые годы, еды становится настолько много, что она теряет свою ценность. Тогда и наступает склонность к обжорству среди людей.

Экспресс-тест на обжорство

Видеть собственные грехи — это умение, которое нужно тренировать. Даже грех чревоугодия не всегда можно у себя распознать. Можно пройти короткий тест на обжорство. Просто ответьте на три простых вопроса:

  • Вы всегда доедаете все, что на вашей тарелке?
  • Часто ли вы просите добавку?
  • Вы думаете о еде даже тогда, когда не урчит в животе?

Если на все три вопроса вы ответили положительно, то, скорее всего, у вас есть склонность к обжорству.

Новогоднее обжорство

Существуют разные причины обжорства. Оно бывает не только постоянным, но и эпизодическим и даже привязанным к календарю. Это, например, новогоднее обжорство. Почему-то на постсоветском пространстве принято готовить много еды к новогоднему столу. Тем более, что Новый год в России приходится на вторую половину Рождественского поста — времени воздержания.

6 причин и факторов новогоднего обжорства

  1. Традиционное приготовление большого количества еды.
  2. Ужин в ночное время, когда организм должен отдыхать.
  3. Непомерное количество еды, оставшейся после ужина, которую хочется срочно доесть.
  4. Праздничный характер приготовленной еды, которая приносит множество легкодостижимого удовольствия.
  5. Бездумное следование новогодним традициям предыдущих поколений.
  6. Нарушение поста.

Последствия обжорства

Последствием обжорства может стать не только лишний вес, но и множество проблем со здоровьем. Тяжело переносятся и психологические последствия переедания — человек корит себя за то, что съел лишнего.

Как остановить обжорство: основные стратегии и приемы

Обжорство хотя и характеризуется потерей контроля, есть несколько приемов его остановить

Управление чувствами и регуляция стресса

Нужно отслеживать свои чувства, особенно момент появления каждой эмоции.

Сбалансированное дробное питание

Для преодоления эпизодов обжорства питаться нужно не менее пяти раз в день небольшими заранее собранными порциями.

Полный запрет строгих диет и устранение соблазнов

Строгие диеты сдерживают обжорство лишь временно. Натянутая струна рано или поздно рвется, и последствия будут страшными.

Физкультура и водный режим

Для поддержания тела в форме необходимо каждый день делать зарядку. Важно также пить много воды — жажда часто маскируется за чувством голода.

Здоровый сон и борьба со скукой

Хороший крепкий сон наступает после правильно проведенного дня.

Слушать свое тело и вести дневник

Чтобы отлавливать предпосылки к обжорству, нужно записывать все чувства, которые ведут к нему.

Помощь человеку в борьбе с обжорством: рекомендации

  • Готовьте только здоровую еду;
  • поменьше разговаривайте о еде;
  • не акцентируйте внимание на переедании;
  • всегда поддерживайте обжору в стремлении меньше есть.

Как избавиться от обжорства народными средствами

Отвары трав, например мяты, приглушают чувство голода. Дыхательная гимнастика также способствует снижению аппетита. Кроме того, помогает прикладывание тепла в область пупка.

Неконтролируемое обжорство как реакция на переживания или утомление

Необходимо избегать стресса, так как еда — простейший источник удовольствия для заглушения переживаний.

Как бороться с приступами обжорства: тоска и лень

Пост и молитва — универсальное средство от лени и тоски.

Как побороть обжорство: продукты-вредители

  1. Острые специи.
  2. Сладкие напитки.
  3. Сдоба.

Обжорство как грех

Чревоугодие — это грех, один из семи смертных грехов.

Отличия удовлетворения голода от чревоугодия

«Все мне позволительно, но не все полезно», — писал апостол Павел Первом послании к Коринфянам. Чревоугодие отливается от удовлетворения голода своей чрезмерностью.

Что такое чревоугодие и почему оно – смертный грех?

«Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела», — продолжает апостол Павел. Грешна не сама еда, а подмена ею Бога.

Возможные последствия чревоугодия для души

Следствие любого греха – отпадение от Господа.

Как избавиться от греха чревоугодия

Постом и молитвой призывал Господь избавляться от бесов, этим же универсальным средством стоит избавляться и от греха чревоугодия.

Грех чревоугодия — поклонение собственному желудку

Христианин должен поклоняться только Богу и больше никому. Обжорство же делает кумиром человека его собственный желудок. Этот смысл кроется в самом названии греха чрево-угодие. Угождение своему чреву.

Через вкушение запретного плода в мир вошел грех

Едой соблазнилась Ева, нарушив повеление Господа. Через потакание этому соблазну вошел в мир грех, последствия которого мы испытываем по сей день.

Чревоугодие чревоугодию рознь

Часто можно услышать такую фразу от людей, склонных к этому греху. Но нет никаких разночтений в понимании этого греха.

Мнение православия о правильном питании

Церковь для души определила так много постных дней в календаре. Православный человек постится большую часть года: четыре многодневных поста, а также среда и пятница. Соблюдение церковного календаря по благословению духовника — наиболее правильный подход в организации своего питания. Пост – это питание души.

Мысли Святых Отцов

Преподобный Лев призывал удерживаться от пищи столько, сколько это возможно, при этом отдавая предпочтение только легкой и простой еде. Преподобный Иосиф отмечал, что если максимально воздерживаться от угождения телу, то сам Господь будет помогать работать для души.

Методы борьбы с грехом

Чтобы удержаться от чревоугодия, святые отцы рекомендуют кроме поста и молитвы почаще жертвовать еду тем, кто в ней нуждается.

Праздный дух часто ищет причины обжорства и использует их. Хроники московского быта часто живописуют все семь смертных грехов в состоянии праздности. Но всегда есть предел обжорства.

Обжорство гурмана и как его избежать в современных условиях

Чревоугодие является наиболее распространенной страстью в наше время. В развитых странах голод — большая редкость, а значит, обжорство гурмана — бич современного общества. При этом считается, что об обжорстве лучше не говорить. Многие люди эту тему считают неприятной, они стесняются ее обсуждать, в том числе, стремление к перееданию перед месячными. Бороться с собственным обжорством сложно, но с чужим — еще сложнее.

Как бороться и избавить от обжорства любимого мужчину?

Всегда больно смотреть, когда человек, совершающий смертный грех за столом — это собственный супруг. В Библии сказано, что муж и жена отныне становятся одной плотью, так что с обжорством у мужа можно и нужно бороться, особенно, если это обжорство гурмана или гортанобесие. Как это сделать?

Кушать нужно то, что снижает аппетит:

  1. Белковые продукты: мясо, рыба, бобовые, в период поста — соевые продукты, богатые белком крупы. Эти продукты способствуют продолжительному чувству насыщения и питают мышцы. К тому же они вкусные, поэтому хорошо приготовленная пища ограничит даже обжорство гурмана.
  2. Клетчатка: овощи, орехи, семечки. Эти продукты не только снижают аппетит, но и способствуют правильной работе желудочно-кишечного тракта.
  3. Имбирь. Этот продукт не только подавляет аппетит, но и имеет витамин C, необходимого для поддержания иммунитета.
  4. Жирные кислоты Омега-2. Они содержатся в рыбе. Продукты, богатые Омега-3, хорошо насыщают и способствуют снижению аппетита. В период поста жирную рыбу по благословению священника следует заменить капсулами с Омега-3.

Отвлекай мужчину от его обжорства

У человека, склонного к чревоугодию, может быть много поводов для обжорства гурмана. Это и обжорство перед важным делом, чтобы снять нервное напряжение, обжорство после важных событий, чтобы их отметить, обжорство гурмана, когда еда — это изысканное наслаждение. Бывает и ночное обжорство, когда едок как сомнамбула идет к холодильнику. Нужно учитывать каждый эпизод чревоугодия у своего мужчины и стараться отвлечь его.

Примеры:

  • у вас выходной и вы наслаждаетесь домашним отдыхом. Рука мужа привычно тянется к тарелке с закусками. Чтобы избавить мужчину от обжорства гурмана, можно предложить ему полезный хрустящий перекус. Это может быть морковка, порезанная брусочками или кружочками или сладкий болгарский перец;
  • у вас намечается праздничный ужин, и вы уже заранее переживаете о том, как много еды съест ваш муж. В этом случае можно приготовить поменьше видов еды, чем вы привыкли делать. Например, одно горячее, два салата и две тарелки с полезными закусками. При этом стоит заранее продумать развлекательную программу ужина, чтобы отвлечь от обжорства не только мужа, но и всех гостей. Таким образом, удастся избежать эпизода обжорства гурмана;
  • муж только пришел с работы, устал и хочет есть. Вы понимаете, что если он сейчас сядет за стол, то не встанет, пока не съест все, что видит. Встречайте его в чистой и максимально пустой кухне, выключите телевизор, если он есть в поле зрения обеденного стола. Подайте ему ужин только из здоровых продуктов, ешьте вместе с ним. Как только доедите, предложите мужу побеседовать на свежем воздухе и отведите его подальше от уличных кафе, избегая обжорство гурмана.

Цвета, которые снижают аппетит:

  • серый;
  • черный;
  • синий;
  • голубой.

Эти цвета стоит использовать в посуде и оформлении кухни.

Цвета, которые могут повышать аппетит:

  • желтый;
  • оранжевый;
  • красный;
  • зеленый.

Для того, чтобы не было обжорства гурмана, надо избегать этих цветов в кухне и столовой.

5 видов обжорств мужчин, о которых лучше не говорить

Преподобный Авва Дорофей в своей книге «Душеполезные чтения» разделял обжорство на два вида: чревобесие, когда хочется набить желудок, и гортанобесие, когда хочется получить удовольствие от еды. Мы предлагаем рассмотреть 5 подвидов этой классификации.

  1. Ограничительное обжорство. В этом случае мужчина долго держит себя в руках во время диеты, практически ничего не ест, а потом устраивает себе день обжорства, когда сдерживаться он уже не в силах. Такое обжорство наступает из-за того, что организм долго не дополучал важнейших питательных веществ, и теперь пытается наверстать упущенное.
  2. Экстернальное обжорство. Когда человек сталкивается с таким видом обжорства, он не может устоять перед любой вкусной едой, находящейся у него в поле зрения. Он не понимает, когда он сыт, а когда голоден, и есть то, что видит. Обжорство гурмана такое: когда в кафе на тарелке вкусное блюдо, его надо съесть полностью.
  3. Эмоциональное обжорство. Еда становится для человека единственным и самым качественным утешением. Грустно — надо есть, скучно — надо есть.
  4. Приступообразное обжорство — это когда за два часа человек съедает больше, чем ему требуется за весь день. Приступ обжорства может случаться не каждый день и отличается ощущением потери контроля. Со стороны это выглядит жутко, особенно если это обжорство гурмана в ресторане.
  5. Компульсивное обжорство — это когда обжора ест целый день. Таким у большинства россиян становится новогоднее обжорство. Сюда же относится постоянное жевание еды перед телевизором или за работой.

Народные средства от обжорства

  • Лекарственные травы. Отвар мяты прекрасно справляется с подавлением аппетита. Удобнее всего приготовить мяту в пакетиках, купленную в аптеке. Заварите один пакетик на половину стакана воды, дайте настояться 15 минут, отожмите, добавьте воды и пейте. Поможет избежать даже обжорства гурмана. Не применяйте этот способ, если у вас беременность.
  • Дыхательная гимнастика. Срочно хочется что-то съесть? Остановитесь, глубоко вдохните, медленно выдохните. Считайте секунды на вдохи на выдох. Этот способ помогает при переедании перед месячными.

Рецепты

Для борьбы с обжорством гурмана попробуйте приготовить блюда из православной кулинарной энциклопедии.

Гречневая каша с цветной капустой и молоком

Промываете 200 граммов цветной капусты, мелко нарезаете и укладывайте на дно кастрюли. Сверху кладете гречневую крупу, заливаете все молоком, солите, доводите до кипения и варите шесть минут. После этого надо накрыть посуду крышкой, завернуть в полотенце и настаивать 15 минут.

Зеленый суп

Чтобы избежать последствий переедания, варить бульон лучше не на свинине, а на курице. Для этого сварите курицу, выньте ее из бульона, процедите бульон. Мелко порежьте и обдайте кипятком по 200 граммов шпината и щавеля. Очистите и помойте по два корня петрушки и моркови, нарежьте их соломкой. Добавьте к этому 100 граммов молодой спаржи и опустите все подготовленные овощи травы в кипящий бульон. Варить до размягчения моркови. Подавая суп на стол, добавьте в каждую тарелку по половинке сваренного вкрутую яйца.

Гороховый суп

В пост насытиться и избежать обжорства гурмана поможет гороховый суп. Размочите стакан гороха в холодной воде в течение трех часов, затем доведите воду с горохом до кипения, положите нарезанный кубиками картофель – хватит трех средних картофелин. Затем добавьте две моркови, натертые на крупной терке, и одну мелко порезанную луковицу. В конце можно добавить зелень и чеснок.

Что делать, если ничего из способов не действует?

Главное средство от обжорства гурмана для православного человека — это молитва. Всегда молитесь перед едой, после еды, а также добавьте в свое ежедневные молитвы к святому Алексию, человеку Божию, святителю Игнатию (Брянчанинову), а также молитву святого Иоанна Кронштадского.

Если станет совсем «невмоготу»

Если не удается отвести от обжорства вашего мужа, попробуйте обратиться к его духовнику. Может быть, он сможет наложить на него посильную епитимью, которая поможет избавлению вашего мужа от страстей.

Помните: что невозможно человеку, возможно Богу.

Весь род человеческий подвержен страстям, но чистая молитва ко Господу и упование на Него — путь к чистоте и избавлению от страстей, в том числе, от обжорства гурмана.

Епитимья – помощь кающемуся в борьбе с грехом блуда

Епитимья переводится с древнегреческого, как наказание, кара. Ранее в христианском мире епитимья считалась одним из видов церковного наказания. В современной практике епитимья рассматривается скорее, как помощь грешнику, врачевание его оступившейся души, путь кающегося грешника с помощью духовного наставника к истине. Епитимья, в большинстве случаев, заключается в лишениях, носящих аскетический характер. Среди таких санкций применяются чтение молитвенного правила, ограничения в еде в виде дополнительного поста и совершение земных поклонов в храме. Также согрешивший может отлучаться на определенное время от причастия.

Епитимья за блуд назначается за грех похоти и связанные с нею грехи прелюбодеяния и рукоблудия. От остальных известных грехов блуд отличается силой влияния на душу, тело и разум. Последствия блуда делают человека бесчестным и нищим, ведут к болезням души и плоти. Епитимье подвергаются мужчины и женщины, состоящие в интимных отношениях до брака. Грешными считаются гомосексуальные отношения, проституция и рукоблудие. Подвергаются епитимье изменившие законному супругу и «возжелавшие жену ближнего своего».

 

Наказание за блуд – неизбежная мера, так как в этом прегрешении оступившийся оскорбляет не только свою плоть, но и плоть Христа.

Блудницы, прелюбодеи и покаявшиеся в грехе рукоблудия не допускаются к таинству причастия в рамках епитимьи. Апостол Павел объясняет тяжесть греха блуда тем, что человек отдает «свои члены» блуднице. Поэтому каждый, кто причащается Телом и Кровью Иисуса Христа, должен помнить о том, что, оскверняя свою плоть, он порочит и плоть Христа.

В чем заключается суть епитимьи?

Основополагающая сущность епитимьи заключается не в наказании грешника, потому что такие решения подвластны только Богу. Это способ вернуть в душу кающегося покой, облегчить страдания совести за совершенный блуд, заживить духовную рану, нанесенную грехом. Епитимья – дополнительная возможность для согрешившего за счет усиления аскетических практик прийти к единению с Богом, поблагодарить его за любовь и просветление, осознать свою неправоту перед ним и продемонстрировать, что покаяние не поверхностно, а исходит от сердца.

Епитимья призвана показать кающемуся глубину его греховного поражения и отдаления от Бога.

Василий Великий утверждает, что суть церковного наказания заключается в извлечении христианина из сетей лукавого и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять». По его мнению, продолжительность епитимьи может быть не фиксированной, а зависеть от душевного состояния согрешившего, его раскаяния и духовной пользы от наложенных санкций. По убеждению Василия Великого, «врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния».

Главное, что должен помнить священник, налагая епитимью, что мера эта призвана врачевать и помогать душам заблудших, а не карать.

Цель епитимьи выявить грех и призвать согрешившего покаяться. Путем покаяния и санкций епитимьи искореняются причины греха и не допускается его повторения.

Качества епитимьи

Протоиерей Георгий Бреев утверждает, что совершенный грех возможно искупить Богоугодными делами. Для скупого — это проявление милосердия. Для совершавшего блуд – целомудренный и скромный образ жизни.

Назначение епитимьи – сугубо индивидуальный процесс. Исцеление происходит путем совершения деяний, противоположных греху, в котором кается прихожанин. Как утверждает Святой Василий, любая из данных Богом человеку душевных способностей «становится для обладающего ею благом или злом по образу употребления». Св. Василий учит, что все зависит от «согласия» и соразмерности, от гармонии или «симметрии» душевной жизни. Гармония кроется в разуме человека. Ключ к разумному согласию и целостности души кроется в человеческом разуме. Епитимья выступает как благодетель, который позволяет найти этот ключ. Одно из основных качеств епитимьи – пребывание наедине с Богом и общение с ним в любви. Грех состоит в блуде, а первопричина греха кроется в удалении от Бога.
Только тогда епитимья будет благотворная и лечебная, когда будет соразмерна с совершенным деянием.

Епитимья призвана искоренить грех

Василий Великий объясняет, что грех исцеляется противоположными по сути ему деяниями. Например, тот, кто злословил, должен благословлять. Лиходеев призваны отдавать. Грешившие пьянством врачуются постом. Грех гордыни излечивается смирением. Грех блуда – воздержанием. Также важна сила раскаяния, готовность принять все тягости и испытания, которые будут на пути к очищению души.

Стоит учитывать личные качества согрешившего и условия его жизни. Таким образом, нельзя назначать пост беременным женщинам или больному человеку. Духовное взыскание назначают исходя из следующих факторов:

  • обстоятельства прегрешения;
  • сопутствующие причины и обстоятельства;
  • пол согрешившего;
  • возраст;
  • семейный статус и общественное положение.

В труде архиепископа Вениамина «Новая Скрижаль» написано, что священник должен на таинстве исповеди задать семь вопросов. Духовник должен знать, кто грешил и что его к этому побудило. Спросить, что и где было совершено, а также – каким образом, в какое время и с какой целью. Важно выяснить во время исповеди, кем является раскаивающийся, какой образ жизни ведет и внутренние мотивы его душевного падения.

Например, епитимья за блуд в отношении к молодому юноше будет мягче, чем за аналогичное согрешение, совершенное взрослым зрелым мужчиной, который уже несколько лет состоит в браке.

«Санкции» епитимьи и допустимость ее смягчения

Епитимья зависит, как от прегрешения, так и от условий и жизненной ситуации кающегося. Духовник, определяя епитимью, действует не только исходя из учений Иисуса и существующих правил епитимьи, а также на основании конкретной ситуации. Епитимья призвана облегчить страдания согрешившего, убедить его отречься от ложных убеждений, обуздать похоть.

Архиепископ Платон полагает, что церковное наказание должно иметь силу до того момента, пока согрешивший будет в нем нуждаться. Он сравнивает духовное врачевание с физическим лечением – больной должен принимать таблетки постоянно, пока не излечится. Поэтому следовать духовным ограничениям нужно до того времени, пока не будет проявляться симптомов содеянного греха.

Соответственно, наказание для мирян и церковнослужителей происходит в разной форме и назначается на разный срок. Суть церковной епитимьи заключается в лишении определенных прав и благ, которые определяются решением Церкви. Апогеем для грешника становится отлучение, или анафема.

Возможна, в качестве исключения, перемена вторым духовником наказания, назначенного другим священником. Это происходит, если первый духовный наставник не учел жизненную ситуацию или по причине значительных перемен в жизни:

  • внезапная болезнь;
  • перемена службы и занятий;
  • обнищание.

Основная санкция епитимьи – покаяние. Традиционно кающиеся проходят четыре ступени и делятся на соответствующие группы. Василий Великий характеризовал таким образом степени покаяния:

  1. Плачущие – те, кто возносят молитвы Богу и просят прощения за территорией храма.
  2. Слушающие – люди, которые слушают церковные песнопения внутри храма.
  3. Припадающие – стоящие сзади амвона, и выходящие по провозглашению дьякона.
  4. Купностоящие – допущенные до определённых церковных обрядов, но воздерживающиеся от таинства причастия.

Епископ в традиции епитимьи выступает не только духовных наставником, но и судьей. Человеколюбие – главная черта епископа, которым он должен пользоваться, наблюдая за согрешившим. Горячее раскаяние и новая жизнь без прежних прегрешений – повод уменьшить срок или тяжесть наказания за блуд. Василий Великий объясняет право священнослужителей на усиление либо ослабление епитимьи тем, что они получили от Бога власть решения вопросов о духовном взыскании. Плохие судьи будут осуждены Творцом, если увеличат или уменьшат срок епитимьи, руководствуясь личными побуждениями.

Добрая слава епитимьи

Обращение человека к Богу – великое таинство. Священнослужители не имеют права назначать открытой епитимьи за тайные грехи, сообщенные кающимися. Назначая епитимью, священник обязан исходить из благих намерений, и она не должна наносить вред доброму имени покаявшегося. Санкции, налагаемые церковью, не должны препятствовать исполнению семейных и трудовых обязанностей или наносить любое другое бесчестье.

Священник призван быть добрым и мудрым пастырем для раскаивающегося грешника.

Действия церковнослужителя должны быть направлены на доброе дело, способствовать врачеванию души грешника. Задача священника вновь освятить путь, с которого сошел прихожанин.

Грешник, прошедший все ступени покаяния епитимьи, перерождается не только душой и телом, он очищается в своих мыслях и желаниях. Истинное значение епитимьи спасти грешную душу путем совершения добрых дел, которые человек продолжит совершать и после снятия с него епитимьи. Добрые деяния, молитвы, обращение к Господу с раскаянием – основные составляющие учат не совершать былых грехов и рождают в голове у раскаявшегося новый взгляд на мир, наполненный желанием снова и снова совершать добродетель.

Виды епитимьи

Епитимья назначается человеку исключительно во благо. Во время аскетических деяний согрешивший осознает, что отдалился от Бога и ищет путь к нему вновь. Епитимья – волеизъявление Господа. Каждому посылаются только те трудности, которые человек в силах пройти. Наложенная епитимья должна беспрекословно исполняться.

Вячеслав Пономарев в «Справочнике православного человека» перечисляет такие разновидности епитимьи:

  1. Приветствие Бога поклонами и чтением молитв дома.
  2. Молитва Иисусу Христу.
  3. Полунощная служба.
  4. Чтение духовных текстов – Библии и Жития.
  5. Строгий пост.
  6. Отказ от супружеской близости.
  7. Подаяние.

Церковные каноны

Исторически сложилось так, что практику церковных покаяний Древняя Русь заимствовала у Византии. Поэтому изначально право назначать либо отменять церковные наказания сосредотачивалось в руках епископов. С давних времен епитимья назначалась после тайной исповеди.

Процедура наложения епитимьи была прописана в «Духовном регламенте». Большинство положений действуют в церковной практике нынешних времен. Согласно регламенту, малое отлучение было эквивалентно гражданскому ошельмованию. Ошельмованные лица лишались правоспособности. Анафема означала религиозную смерть и приравнивалась к кончине политической.

Епитимья в православной практике

В Православии епитимья часто выражается в запрете участия в Евхаристии. Срок, на который согрешившего лишают возможности принять участие в таинстве Святого Причастия, зависит от степени греха:

  • еретики и сектанты не будут иметь возможности «соединиться с Богом во Христе» до момента отступления от ослепления, блуда и ереси;
  • грешившие смешением крови отлучались на 12 лет;
  • покаявшиеся в гробокопании или преступлении клятвы – на 10 лет;
  • те, кто занимались колдовством, лишались возможности принятия участия в таинствах на 25 лет;
  • прелюбодеям таинство недоступно на срок от 9 до 15 лет;
  • убийцам — до 25 лет;
  • мужчины, делившие ложе с другими мужчинами или скотом, отлучались на 15 лет.

Патриарх Иеремия о причинах епитимьи

Константинопольский патриарх Иеремия в выделяет следующие поводы для оглашения епитимьи. Лишения, полагающиеся согрешившему, призваны, чтобы:

  1. Сквозь страдание, которое принимается добровольно, лишиться наказания в последующей жизни после смерти. Пример страдания при жизни земной ради жизни иной показал Иисус.
  2. Искоренить в согрешившем причины грехопадения, обуздать похоть, привести в порядок мысли. Излечить от прегрешений можно только противоположными добрыми делами.
  3. Духовное наказание выступает как «узда» человеческого нутра. «Узда» сдерживает от соблазна вновь повторить проступок.
  4. Любая добродетель дается нелегко. Исходя из этого, выдержавший епитимью научен труду, дисциплинированности и усердию.
  5. Данная мера применяется для того, чтобы убедиться, что человек не вернется даже мысленно к совершенному греху, что он порицает такое поведение.

Евангельская притча о епитимьи

Примером целесообразности епитимьи служит интерлюдия из Евангелия о мытаре Закхee. Господь сказал ему: “...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Л к. 19:5). Сборщик податей в Иудее в то время для глубоко верующих людей казался презренным богоотступником, утратившим совесть. После того, как Иисус сказал, что посетит его дом, Мытарь осознал избранность и любовь Бога к нему и сказал: “Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо“.

В притче нет упоминаний о приказах или советах со стороны Иисуса. Посетив неверного, Иисус показал ему свою любовь, готовность прощать и делать благие дела, что и родило в Мытаре ответное чувство. Он осознал, что не может жить так, как существовал в прошлом до встречи с Богом. Поэтому епитимья для согрешившего – встреча с Богом, возможность почувствовать его любовь, и подарить ему свою. Мытарь сам себе провозгласил епитимью, также каждый из живущих ныне людей может повторить его подвиг, раскаявшись в своих грехах, или обратиться за помощью к священнику, чтобы облегчить путь к истине.

7 доводов в пользу епитимьи.

На основе существующих духовных учений и церковных канонов можно выделить 7 основных доводов в пользу епитимьи:

  1. Епитимья – не наказание, а учение, врачевание души.
  2. В качестве епитимьи применяют читку собрания священных книг, что укореняет знания о Всевышнем в разуме кающегося.
  3. Епитимья – верный путь к прощению Господом за грех. Это помощь оступившемуся.
  4. Епитимья пробуждает в человеке смирение, добродетельность и осознанность. Она признана изгнать не только грех блуда либо другой, за который была назначена, а и человеческую излишнюю гордость, обиды.
  5. Епитимья – это право быть услышанным Богом, даже после страшных смертных грехов. Духовный настоятель подбирает такие меры епитимьи, которые помогут согрешившему избавиться от порока и вернуться на праведный путь.
  6. Искупивший свой грех имеет право на долгую жизнь в гармонии с Богом и душой. Грешник, который искренне не раскаялся и не исполнил епитимью, назначенную священником, не получит милости от Бога.
  7. Истинное покаяние и честное исполнение епитимьи приводит к изменению человека в лучшую сторону, открывает светлые стороны души и дарит внутреннюю гармонию.

Душевное состояние кающегося во время епитимьи

Феофан Затворник называл церковное покаяние с временным ограничением от таинств «великой предохранительной силой». Архиепископ Платон также был убежден, что данное церковное наказание в лучшей форме предостерегает покаявшегося от старых и новых прегрешений, искореняет худшие человеческие качества, бережет от неверных наклонностей.

Важнейшим элементом для епитимьи становится не грех, за который её накладывают, а состояние души согрешившего в момент совершения блуда, во время раскаяния и исполнения епитимьи, а также душевное равновесие после неё. Назначая те или иные меры в рамках епитимьи, священник учитывает душевное состояние человека, его образ жизни, темперамент, социальное положение и многие другие факторы.

Епитимья бережет раскаявшегося от блуда, учит его не поддаваться зову плоти, научиться слышать голос разума и слово Бога в сердце. Страдая во время жизни земной, человек будет счастлив на небесах. Однако существование во грехе не даст счастья ни в земной жизни, ни в последующей. Своевременное осознание, раскаяние и искупление греха возносит душу человека ближе к Богу, к истине и абсолютной любви.

Согрешивший, при условии искреннего раскаяния, постоянного обращения к Богу и к собственному сердцу, может добиться отмены епитимьи. Однако важнее не только достойно пройти все лишения, назначенные священником по воле Божьей, а и возненавидеть свой грех. Как говорил архиепископ Иннокентий, грешник своими благими делами и аскетическими лишениями показывает Господу готовность исправить свою жизнь, а ее оставшееся время посвятить искуплению прежних грехов.

Свальный грех – ужасное эхо блуда из Древней России

Свальный грех можно встретить во все времена. Еще в Древней Руси крестьяне практиковали эротические традиции и вовсе не считали это за грех. Поэтому свальный грех – ужасное эхо блуда, пришедшее в современность еще из Древней России. Раньше некоторые формы блуда могли быть важной частью какого-нибудь обряда. Часто это наблюдалось в языческой Руси. Тогда еще можно было встретить даже многоженство. Но после принятия христианства ситуация улучшилась. У человека появилось не только понятие нравственности, но и внутренние рамки.

В то же время в мире все равно остаются секты, участники которых призывают православных людей пополнить их ряды. Там они становятся обладателями «внутренней свободы и гармонии». В таких сектах практикуются разные формы блуда. Принимая участие в таких движениях человек приближается на шаг ближе к смерти и уничтожает свою душу.

 История языческой греховности

В язычестве понятие «греха» как такового нет. Греховность – это более христианское понятие, маркер, подразумевающий под собой нарушение религиозного правила. У язычников это определение звучит как «скверна».  Оно появилось еще в начале развития цивилизации и подразумевает под собой подобие человеческого облика, внутри которого находится злой дух. Тогда его попытался одолеть Ярила. Побежденная Богом солнца скверна не исчезла с лица этого мира! С каждым разом она возрождается в злых деяниях человечества.

В отличие от христианского греха, божество карает человека ужесточенными наказаниями, за совершение скверного поступка.  Ведь потомки Ярилы считались якобы детьми солнца, что накладывало черный отпечаток на их внутреннюю природу. Считается, что для избавления от скверного духа, человек должен был исправить последствия своего поступка. Главное условие – успеть до наступления смерти. В противном случае человек попадает в загробный мир Нави, где становится обреченным на вечные муки. Скверна ничем и никем не прощается! Это еще одно различие языческой греховности от православного греха.

Свальный грех в языческой Руси

Низменные традиции предков-язычников почитаются грешниками и по сей день. По наступлению праздника «Ивана Купала» вся деревенская молодежь пускалась в пляс, но не только вокруг костра. Ближе к вечеру юноши и молодые девушки разбивались по парам и отправлялись на поиски соцветий папоротника. Они уходили вглубь леса, где и придавались плотским утехам, что считалось свальным грехом.

Кроме того, в языческой Руси нередко устраивались «скакания». Данная традиция осуществлялась в процессе венчания жениха и невесты. Вся молодежь приходила в жилище жениха. Люди отведывали вина, блюда. Далее они становились в круг, где, крепко схватившись за руки, синхронно скакали и напевали скверные песни. Во время этого юбки платье у девушек высоко поднимались, оголяя нижнюю часть тела. После того, как нагрянет усталость групповое веселье оканчивалось сном вповалку. Не существовало никаких преград, было лишь абсолютная вольность обращения.

Свальный грех после принятия христианства

После крещения Руси и принятие христианства свальный грех не перестал существовать. Даже в православной России было понятие, как «блудница». Данным определением называли девушек легкого поведения, которые были не замужем. В это же время они разгуливали, постоянно меняя своих половых партнеров.  В конце 12 века, данное понятие приобрело новое значение. Блудницами стали считать всех молодых девушек, которые предавались свальному греху до замужества. Определение имело оскорбительный характер.

Пик свального греха наступил в конце 11 века, когда простой народ погряз в гуляньях и блуде. Часто сексуальные оргии устраивались в банях. На некоторое время это стало эпицентром, где грешные люди осуществляли все свои грязные желания.

Свальный грех сейчас

В век инновационных технологий, появляются новые искушения, которые влекут человека на совершение греха. Все остается по-прежнему, и те грехи которые были в далеком прошлом, приходят в ближайшее будущее под новым своим видом. Свальный грех до сих пор существует. Сейчас мир стал более цивилизованным. Сексуальные оргии не то чтобы прекратили свое существование, но намного сократились и перестали считаться некой «традицией».

В Святом Писании остается памятка о том, что сексуальные отношения вне брака – это блудный грех. Такие взаимодействия приводят к деградации личности, распаду духовной дисциплины.

Недопустимость этого обряда, его греховность

Этот варварский обычай не должен допускаться. Превыше всего должен стоять брак, в котором интимная близость дополняет духовную взаимосвязь мужа и жены.  Если партнер до бракосочетания имел сексуальный опыт, то такая семья не будет существовать длительное время. Это подтверждает и современная статистика. Обосновывается такой факт тем, что блуд, разврат в любой период жизни – это прежде всего греховность, которая не должна существовать в семейном очаге. Также недопустимо участвовать в групповых половых связях.

Свальный грех приводит к распаду личности и ее несомненной деградации.

Ничего веселого, а дорога в ад

Существуют и секты, которые пропагандируют в своих кругах развратный образ жизни. Многие люди вступают в них, чтобы избавиться от внутреннего волнения, ревности и испытать новые ощущения. Грешники сами вводят себя в заблуждение, отчего и страдают. Сексуальное сношение без обязательств, неподкрепленное узами брака, убивает внутреннюю гармонию в человеке и душевный баланс.

Человек, поддающийся телесному блуду, свальному греху, отрицает в себе христианство. Один из семи смертных грехов – это плотский. Если поддаться его искушению, то человек убьет в себе душу. Человек, который не одумается вовремя и не покается в совершении своего греха, может умереть неестественной смертью.

Бог лишает его не жизни, а возможности покаяться, попросить прощение за содеянное.

Продолжение рода должно быть не источником человеческого наслаждения, а желанием продолжить свое потомство, воспитать новые ячейки общества. Как говорил преподобный Иоанн Лествичник «Подобное стремится к подобному, так и плоть желает плоти». Человек не может согрешить без внутреннего своего одобрения. Главное помнить, что участь нераскаянного грешника – это вечное пребывание в аду.

Древнерусские секты, которых нужно остерегаться

Даже сейчас существуют секты, которые практикуют групповые сексуальные контакты. В этом есть отголоски прошлого, ведь такие группировки пришли в современную Россию из Древней Руси. Помимо язычников, которые проводили грешные обряды, существовали еще и другие широкие круги людей, имеющие определенную политику на этот счет.

Капитоновцы

Одна из первых русских старообрядческих сект, которая практиковала блуд. Ее основателем считался инок Капитон Даниловский. Он был ярым противником всех реформ патриарха Никона и старался против них выступать. Его знаменитые лжеучения были широко распространены. Группировка была основана одновременно в нескольких уездах и постепенно набирала свои обороты. В 60-х годах 17 века секта захватила много последователей из Центральной части России.

После смерти главного лесного старца участники секты старались продвигать главную идею капитоновского движения, которая со временем видоизменялась в результате влияния раскольнических учений.

Раскольники соблазняли чужих жен, издевались над ними и губили их. Этому есть доказательства – доносы, которые предоставлялись старшим чинам. В них говорится о том, что капитоновцы устраивали групповые половые связи, собираясь в избах по 10-15 человек.

Хлысты

В 50-х годах 17 века посреди православных крестьян была создана группировка, которая называла себя «хлыстами». Члены секты охарактеризовали себя, как «божьими потомками» или же «христоверами». В секте был популярен обряд самобичевания, предопределивший название секты.  Также есть вторая версия, согласно которой название произошло от сокращенной формулировки «христы».

Породитель хлыстовской секты стал Данила Филлипович, он же был православным крестьянином из Костромской области. Он рассказывал своим «ученикам», что в его венах течет кровь бога Саваофа, который дал человечеству новые 12 заповедей.

Общины, где собиралась по вечерам хлысты назывались кораблями. Вожаки таких изб называли себя «христами», а приближенных кормщиц «богородицами».

Хлысты вели аскетический образ жизни. Главная идея не заключалась в осуществлении блуда. У них были периоды воздержания от еды и похоти.  При таком образе жизни, хлысты считали, что в них может вселиться Божий дух.

Главный обряд – самобичевания проводился поздно вечером. Сектанты секли себя хлыстами, кружились, что в совокупности вводило их в состояние экстаза. Нередко они возбуждались от таких радений, что подталкивало их на плотские грехи.

Федосеевцы

Федосеевцев еще звали старопоморцами. Секта образовалась на северо-западной части России в 17 веке. Существовала она длительное время, а в список входящих в нее участников был велик! В основном это были старообрядцы-крестьяне. Основателем такого течения считается Феодосий Васильев – выходец из богатого дворянского рода. Сам же он был дьякон провинциальной деревушке под названием Крестецкий Ям. Вскоре он ушел с поста и стал целеустремленно развивать свою идею, а сторонников он звал федосеевцами.

Федосеевская секта поощряла безбрачие, даже несмотря на то, что половина ее участников были связаны узами брака. В 90-х годах, уходящего 17 века в Новгородской области сектантами распространялось учение о церкви Антихриста. Федосеевцы были убеждены в том, что вскоре наступит пора, когда он станет править на всей Земле. Они не принимали похоть за плотский грех. В федосеевских общинах часто наблюдалось развратное поведение. Если впоследствии сексуальных утех у участников группировки рождался ребенок, они изгонялись из нее.

Другие противоестественные грехи

Противоестественные грехи вредны для тела человека и его души. Они особо омерзительны для Бога:

  • малакию;
  • скотоложство;
  • мужеложство.

Из-за них по миру течет безнравственность. Женщины и мужчины меняются местами, перенимая обязанности друг друга. Это противоестественность, направленная против слова Божьего.

Виртуальный блуд

Новая эра компьютерных технологий породила новую форму предательства и измены – виртуальный блуд. В интернет-пространстве размыты рамки дозволенного. Поэтому, попадая в публичный доступ, человек часто теряет в ней себя, забывая о потенциальных грехах. Виртуальность воспринимается людьми проще, чем настоящая жизнь, поэтому не все дают отчет о своих действиях в интернете. Это может подтолкнуть человека, в том числе и на виртуальный блуд, который не менее опасен для православной личности.

Однажды Иисус сказал: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» от Матфея 5:28

Виртуальный блуд приводит к ссорам в семье или вовсе ее распаду. Человек, который утоляет свою страсть не с любимой женой, а на порнографических сайтах убивает в себе христианина. Сам Спаситель предупреждал человека, об опасности, которую может нанести блуд. Все начинается с мыслей, которые находятся в голове человека. Если они чистые, то тот не пойдет на такой страшный и опасный грех. А если мужчина смотрит на женщину с особым вожделением, значит он дает блуду постепенно заполонить его сердце. Мысленный грех может коснуться и женщин.

Грех кровосмешения

Грех кровосмешения – это страшный плотский грех. Он основан на половой связи между близкими родственниками и относится к содомским грехам. В православии есть степени родства, которые категорически нельзя переступать. Они обозначены еще в Ветхом Завете.

Половой контакт между партнерами, у которых есть общий родоначальник считается смертным грехом. Он противоестественен самой природе, а также срамит чистоту родственных связей. Человек, тем и отличается от животного, что способен сохранять нравственные рамки.

Сводничество

Сводничество – это содействие добровольному любодеянию. Люди знакомятся не в силу взаимных чувств любви, которые помогут создать семью, а с целью взаимного блуда. Это самостоятельное преступление, плотский грех, который мешает жить в гармонии и разрушает личность.

Люди, которые содействуют сводничеству, тоже грешники. Это проявляется в «медвежьей помощи». Например, предоставление квартиры для внебрачных плотских утех. Или, когда друзья намеренно пытаются свести своего знакомого с человеком, предрасположенным к таким «встречам». Другое дело, когда человек знакомит своего друга с женщиной, с которой можно построить семью. Это считается хорошим делом, которое совсем непричастно к греху сводничества.

Сердечный грех

Сердечный грех проявляется в похоти, которая искушает человека совершать плотские грехи. Человек совершает соблазнительные действия, которые развращают других. Сердечный грех имеет несколько форм:

1. Похотный взгляд на человека противоположного пола.

Блудные мысли человека могут вскоре подтолкнуть его на плотский грех. Иногда прошлые телесные впечатления внушают человеку совершить сердечный грех. Праведный Иов говорил, что за услаждением, которое вызывает похотная мысль, следует страстное пожелание. За ним лишь одно – падение.

2. Чтение книг, где есть описания постельных сцен.

Чтение комедийных материалов, любовных романов волнуют человеческую кровь, а значит и пробуждают телесную и мысленную страсть. Книги, где есть описания страстной любви могут растлить человека и запачкать его девственную душу.

3. Изысканная, вызывающая одежда.

Если женщина целомудренная, то ей и не страшны шелковые одежды. Но православные женщины сами сторонятся от такой одежды, чтобы излишний раз не поддаваться греху. Неприличные украшения портят нравственность человека.

Грех сладострастия

Телесное сладострастие отличается от естественной приятности. Дело в том, что приятность есть во всех теплых отношениях между мужем и женой. Сладострастие – это запредельная приятность, которая происходит не к месту, не к времени. Плотские грехи – это сладострастие, а удовольствие, получаемое от них – ложное. В супружестве должна быть мера сексуальных контактов, они не должны быть спонтанными.

Приятность по естеству становится сладострастием в тот момент, когда человек ставит перед собой цель получить исключительно удовольствие. Грех сладострастия развращает человеческую душу. Кто не понимает грани между понятием разумного и греховности, тот становится на шаг ближе к ложному аскетизму.

Как избежать греха

Грех – это прежде всего болезнь души. Когда человек совершает грех, он нарушает закон своей духовной жизни, постепенно ее разрушая. Грех мучает не только душу человека, но и причиняет зло людям. Он отдаляет православного человека от Бога, а также вызывает душевный дисбаланс.

Как же его избежать? Если прислушиваться к Божьим заповедям, то можно миновать грех. Они защищают человека от совершение неверного поступка. Грех – это искушение, приносящее лишь временное удовольствие, после которого остается горькое послевкусие.

Чтобы избежать греха, нужно вовремя уходить от соблазнов!

Выводы

Человек, который согрешил, имеет шанс все исправить. Он должен покаяться о содеянном Господу.  Для того, чтобы одержать победу над грехом нужно для начала от него очиститься. Тогда душа человека станет чистой. Ранее Иоанн Креститель говорил людям купаться в водах Иордана, чтобы очиститься от своих грехов.

После исповедования, нельзя забывать о содеянном. Человек всегда должен помнить о своих проступках, чтобы не согрешить еще раз. После исповеди человек должен изменить свое направление, поменять сознание и настроиться на верный путь. Когда перед ним стоит сложный выбор лучше отталкиваться не от советов знакомых, а от заповедей Божьих, ведь только они помогут поступить правильно, без угрызения совести.  После покаяния, необходимо принести плоды христианской жизни. Так, человек не только очиститься от греха, но и исправит его последствия.

Грех – бич человечества, как избавиться, действенные способы

Exit mobile version