Пт. Май 27th, 2022
Книга и свеча

Грех (греч. ἁμαρτία — промах) – это нарушение Божественного нравственного закона в любом проявлении. Грех может быть совершён через мысли, желания, впечатления, воображаемые в голове картины, действие или даже бездействие.

Существует понятие первородного греха, как следствие грехопадения прародителей Адама и Евы, что повлекло за собой необратимое нравственное изменение внутренней природы человека. Все потомки первых людей рождаются со склонностью к совершению зла и подвержены влиянию падших духов. Эта печать коснулась всех родившихся людей, кроме Иисуса Христа, Который был Богочеловеком и по Своей Сущности безгрешным.

Порванная цепь

В общем смысле все грехи, не омытые покаянием, будут приводить к духовной смерти. Любое нарушение заповеди отталкивает от Бога и препятствует обретению вечного спасения. Греховные страсти обуревают человека на протяжении всей жизни, и, если постоянно не прерывать их растлевающее действие через искреннее и глубокое покаяние, существует опасность полностью отдалиться от Господа. Существует понятие особых «смертных» грехов, которые особенно сильно подталкивают человека к духовной погибели. Рассмотрим их описание.

Восемь смертных грехов

1. Гордость

Презрение – начало и основа гордости. Людям свойственно превозносить себя над другими. Кого-то они считают беднее себя, иных ниже по происхождению, других глупцами и невеждами. В итоге они начинают почитать себя единственными обладателями таких качеств, как мудрость и благоразумие, гордятся своим богатством, красотой тела, физической силой, неотразимым благородством.

Гордость — пьянящее чувство восхваления собственных достоинств, подлинных или мнимых. Овладевая человеком, она постепенно отторгает его вначале от малознакомых людей, затем — от семьи и друзей, и всё дальше уводит от Бога. Возгордившийся человек не нуждается в мнении окружающих, он судит себя только по собственному разумению и упивается личным благополучием. Впрочем, гордость не приводит к настоящему счастью. Постоянное противление и противопоставление себя окружающему миру превращает возгордившегося человека в сухую, самодовольную личность. Душа перестает быть способна к дружескому и искреннему общению, любви к ближним, мертвеет и внутренне истлевает.

2. Чревоугодие

Чревоугодие — грех рабства собственному желудку. Это может быть не только неуёмное обжорство за праздничным обильным столом. К чревоугодию также относится принятие пищи в неположенные часы и гурманство — предпочтение скромной пище более изысканных блюд, воспитание в себе тонкого изысканного вкуса до такой степени, что уже нет возможности принимать другую, более простую пищу.

Обжора

Кажется, что обжорство и гурманство — совершенно различные стили поведения. Однако на самом деле всё сводится к тому, что в выборе способа еды человек не поддерживает физическую жизнь тела, а ставит её своей целью, чтобы утолить вожделевательную часть души.

3. Любодеяние

Грех блудной страсти проявляется через половую активность человека вне брака. Главные проявления блуда — беспорядочные половые связи, измена супруге или супругу, извращения различного вида.

Истоки этого телесного греха восходят к уму и воображению. Поэтому к проявлению любодеяния относится мечтание о непристойных вещах, увлечение порнографией и эротикой, рассказы и выслушивание пошлых анекдотов, шуток. Такие влияния способствуют возбуждению фантазий человека в области непристойного, из этого затем появляется телесный блуд.

4. Сребролюбие (алчность, корыстолюбие)

Сребролюбие — желание обладать материальными благами и богатством. Алчность может укорениться в душе любого человека, будь он богат, беден или даже нищ.

Золото

Есть много примеров, когда обеспеченные люди становятся меценатами и благотворителями. Они имеют много средств к существованию, постоянно их преумножают и совершают добрые дела милосердия. Корыстолюбивый человек может ничего не иметь, но постоянно желать обладать богатством.

5. Гнев

Изначально гневливость была вложена в человека естественным образом, как негодование против греха и непотребства. Праведный гнев вследствие извращения природы человека стал направленным против ближних.

Из-за самого незначительного повода или из-за собственных внутренних проблем человек распаляется в гневе, наносит необдуманными словами обиды и оскорбления. Дело может дойти до криков, физического насилия, убийства — таковы плоды неправедного гнева.

6. Печаль – тоска, горе, меланхолия, отчаяние

В психологии это состояние ещё определяют, как депрессию. К сожалению, подобной болезнью в наше время страдают очень многие люди, при чём огромное количество из них вполне обеспечены с материальной стороны.

Печаль и горе является обычной реакцией на пережитые страдания или потерю близкого человека. Трудно остаться безучастным, особенно когда вокруг бушует эпидемия. Эмоции скорби помогают справляться с пережитыми потрясениями. Однако, если они берут верх и состояние горя затягивается, то начинается процесс пристрастия к печали. А ещё эта страсть активно разрастается в душе, не имеющей сильной веры в Бога. Человек перестаёт адекватно оценивать ситуацию, даже незначительные проблемы вырастают до огромных размеров. Душа его теряет духовное здоровье, и это продолжительное болезненное состояние влияет на окружающих. В некоторой степени ему даже доставляет удовольствие быть в горе и депрессии.

7. Уныние (лень)

Уныние — состояние общего расслабления сил души и тела, удручающая угрюмость, негативизм, в конечном итоге безверие и неприятие промысла Божия. Грех уныния возникает, когда эмоциональное стремление к действию (ревностность) и воля человека, эти две движущие силы души, не согласуются между собой.

Обычно, когда человек стремиться достичь определённых целей, ревностность подпитывает волю и помогает преодолевать трудности. В состоянии уныния эмоциональное наполнение души остается в нынешнем, далеком от поставленной цели состоянии, а воля превращается в тоску о несбывшихся планах. И вместо достижения цели ревностность и воля наполняют душу противоречиями и доводят до крайней степени печали.

Подобное действие — следствие отпадения человека от Бога. Разум, чувства и стремления души направлены на поиски земных вещей и радостей, хотя изначально были дарованы, чтобы устремиться к радостям небесным.

8. Тщеславие

Тщеславие – желание тщетной, пустой славы.

Большинство людей на земле весьма амбициозны и горды, они стремятся улучшить своё положение, а вместе с тем получить всеобщее признание в окружающем обществе. И детей воспитывают в том же духе, что нужно быть лучше, образованнее, удачливее другого. Стремление к почёту и уважению превращается в страсть и самоцель.

Корона

В другом значении, тщетная слава – временная, она исчезает после смерти человека, вернее, после того, как исчезает память о нём в сердцах живущих людей. И всякое достижение любого, даже великого или гениального человека, обратится в прах после исчезновения временного мира. А любая слава – ничто по сравнению с той, которую приготовил Господь для любящих Его.

Тщеславный человек создаёт иллюзию внутреннего мира, стремиться показать себя с лучшей стороны. Он не готов выслушивать критику, реально оценивать себя, развиваются другие пагубные качества, как скорая обидчивость, зависть, презрение. Это всё дальше отдаляет от Бога и Его заповедей.

Подразделение страстей на иные грехи

В православии любой грех, даже малый, является смертным. Иные грехи стали столь привычны, что многими просто не замечаются и не считаются по-настоящему опасными для души. Вследствие неправильного понимания раскаяние грешника перестает быть искренним, а переходит в самооправдание.

Цитаты

С другой стороны, приходит на ум кающемуся, что за малый грех не будет большого наказания, ведь Господь милостив и милосерден. Однако надо понимать, что любое, даже незначительное, как думается человеку, согрешение препятствует общению с Творцом. Пребывая во власти страстей, человек способствует отграничению себя от Бога — Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа.

Постоянно совершаемый, один и тот же малый грех приводит к формированию и укоренению более глубоких греховных привычек и пороков. Чем больше человек согрешает, тем больше уродует в себе образ Божий, заглушая совесть и нравственное чувство. И тем тяжелее очистить и выкорчевать из души плотно засевшие страсти.

Так один подвижник сравнивал пороки с кирпичами, в том смысле, что каждый раз совершая грех, человек выстраивает стену между собой и Господом. Чем больше кирпичей, тем толще стена, и благодати Божией всё труднее достигнуть сердца и оказать благотворное влияние.

Почему иногда говорят, что совесть заснула. Она не заснула, просто человек сам не желает внимать её обличительному голосу и исправляться.

Клоун

Из восьми смертных грехов могут вырасти множество малых, но не менее опасных грехов. Перечисление множества грехов мы можем видеть в ежедневной покаянной молитве перед сном или в молитвах из Последования ко Святому Причащению. Также полный список обычно содержится в расширенных молитвословах или специальных книгах по подготовке к исповеди. Наиболее всеобъемлюще согрешения описаны у святителя Игнатия Брянчанинова. Рассмотрим их перечисление:

1. Чревоугодие влечет за собой:

  • винопитие;
  • несоблюдение постных дней;
  • питания втайне, без молитвенного благословения;
  • лакомство и гурманство;
  • невоздержанность в пище, питии и интимных отношениях;
  • чересчур большое возлюбление своего тела, его здоровья и покоя.

Так возникает страсть эгоизма, а впоследствии исчезает чувство верности и любви к Богу, Церкви, ближним и всем окружающим.

Богатая дама

2. Последствиями греха любодеяния будут:

  • разжжения телесные;
  • душевное и сердечное расположение к блуду;
  • приятие нечистых помыслов, мысленный с ними разговор и полное им подчинение;
  • мечтания и пленения разума и воображения блудом;
  • несохранение чувств, в частности осязания;
  • ругательство, словоблудие, матная брань;
  • прочтение книг о сладострастии и смотрение фильмов со сценами любодеяния;
  • блуд и прелюбодеяние (страсти по естеству);
  • онония и содомский грех (противоестественные).

3. Сребролюбие – это корыстолюбие и алчность.

Далее появляются грехи:

  • возлюбления любого имущества, движимого или недвижимого;
  • вожделение быть богатым;
  • мысли о достижении обогащения и хотение богатства;
  • боязнь старого возраста, внезапной нищеты, тяжких болезней и изгнания;
  • жадность, прижимистость, скупость;
  • отсутствие упования на волю Божию о себе и неверие;
  • пристрастие к различным внешним предметам, излишнее любление внешнего;
  • наполнение ума суетными мыслями и делами;
  • излишнее увлечение и привязанность к подаркам;
  • присвоение чужого имущества;
  • лихва;
  • сердечная жестокость по отношению к нищим, убогим людям, и находящимся в нужде;
  • воровство и разбой.

Злой

4. Гневливость порождает:

  • вспыльчивость;
  • приятие умом гневных помыслов;
  • желание мести;
  • помрачение яростью ума и сердца;
  • непристойные крики;
  • споры, ссоры, разногласия;
  • грубая словесная брань;
  • удары;
  • насилие;
  • убийство;
  • память о причинённом зле;
  • ненависть;
  • вражда;
  • месть;
  • клевета и ложь;
  • осуждение;
  • возмущение и обида на ближнего.

5. Печаль способствует разрастанию:

  • огорчения;
  • тоски;
  • отсутствия надежды на Бога;
  • неверия в Божию помощь и Его обетования;
  • отсутствие благодарности Богу за всё, происходящее в жизни;
  • малодушия;
  • нетерпеливости;
  • скорби на ближнего;
  • недовольства и осуждения;
  • отречения от возложенного жизненного креста и желание с него сойти.

Плачет

6. Из уныния развиваются такие пороки, как:

  • лень;
  • леность ко всяким добрым делам, в особенности к молитвенным;
  • неисполнение церковного и келейного молитвенного правила, нестремление к непрестанной молитвы, оставление чтения душеполезных книг;
  • невнимательная молитва;
  • небрежение и неблагоговение;
  • праздность;
  • излишнее успокоение сном, лежанием и любой негою;
  • празднословие;
  • злые и оскорбительные шутки;
  • кощунство;
  • оставление поклонов и других подвигов телесных;
  • забвение грехов своих и заповедей Христовых;
  • нерадение;
  • пленение помыслами;
  • отсутствие страха Божия;
  • ожесточение;
  • нечувствие;
  • отчаяние.

7. За тщеславием следует:

  • искание славы человеческой;
  • хвастовство;
  • пристрастие к земным и суетным почестям;
  • чрезмерная привязанность к великолепным одеждам;
  • увлечение красотой собственного лица, приятности голоса и прочих телесных качеств;
  • привязанность к наукам и искусствам, стремление преуспеть в их познании для приобретения земной славы:
  • ложный стыд в исповеди грехов своих;
  • утаивание грехов перед исповедником;
  • лукавство;
  • самооправдание;
  • прекословие;
  • лицемерие;
  • ложь;
  • лесть;
  • угодничество людям;
  • унижение ближних;
  • переменчивость нрава;
  • потворство и притворство;
  • бессовестность;
  • бесовское течение жизни.

Скелет

8. Гордость порождает:

  • презрение;
  • дерзкое поведение;
  • предпочтение себя другим;
  • помрачение;
  • дебелость ума и сердца;
  • хулу;
  • безверие;
  • лжеименитый разум;
  • непокорность Закону Божию и Церкви;
  • чтение еретических и развратных книг;
  • неповиновение властям;
  • насмешничество;
  • оставление христианского смирения и молчания;
  • потеря простоты и любви к Богу и ближнему;
  • ложную философию;
  • ересь;
  • безбожие;
  • невежество и смерть души.

Такой перечень грехов для внутреннего обозрения может быть предложен человеку, готовящемуся к исповеди.

Квалификация грехов

Помимо разделения грехов на восемь смертных и их подразделения, существует также их квалификация по направленности. А именно:

  1. Грехи против Господа Бога. Прежде всего это сомнение в вере, нерадение в молитве, принятие и толкование снов, редкое хождение в храм и участие в Таинствах, хула на Бога, божба, кощунство, попытки наложить на себя руки, нарушение постов и др.
  2. Грехи против ближнего. Это может быть неисполнение общих обязанностей в общежитии, или обещаний, данных ближнему. Также удерживание долгов, присвоение чужих вещей, обида, сплетни, клевета, беспочвенные подозрения, обвинения, проклинания. Убийство. К согрешениям против близких относят непочитание родителей, нерадение в воспитании и присмотре за детьми, гнев и вражда в семье.
  3. Грехи против самого себя. Таковыми являются скверные или праздные мысли, строптивость, раздражительность, сребролюбие, сквернословие, зависть, лукавство и лживость речи, жестокосердие, нетрезвость, всякого рода любодеяния и неисправление собственной жизни.
  4. Грехи хулы на Духа Святого. Это чересчур сильное упование на Бога вкупе с нежеланием исправить свою жизнь. Укоренившееся неверие в Бога, несмотря на очевидные факты. Глубокое отчаяние, доводящие до мыслей о самоубийстве.
  5. Грехи – вопль к небу об отмщении за них. Убийство ребенка по чреве (аборт), убийство кровных родственников, в том числе цареубийство. Содомия. Безжалостное угнетение бедных людей, вдовиц, сирот. Лишение рабочего заслуженной им оплаты труда.
  6. Отнимание последней еды у убогих, тайное или насильственное отнятие чужого у заключенных. Огорчения, обиды, побои, причиненные родителям.

Исповедь грехов – обычная, общая и генеральная

Таинство исповеди близко каждому христианину, ведущему Литургическую жизнь в Церкви. Без благодати Божией, действующей на душу своей очистительной силой, невозможно спасение человека в Господе Иисусе Христе и участие в Новом Завете Его Святых Тела и Крови.
Воцерковленные христиане стараются приступать к Таинству Исповеди по завету святых отцов, не реже одного раза в три недели.

Исповеданные грехи стираются из жизни человека, но, к сожалению, это длится не долго. Грех настолько укоренился в человечестве, что почти сразу же происходит совершение новых и новых согрешений. И вновь люди бегут к спасительному Таинству покаяния. Такая исповедь носит название «обычной», и происходит на каждой службе, кроме особых дней в Великом посту, когда не совершается Литургия.
Таким образом, христиане укрепляются в вере и находятся под защитой благодати Божией. Тогда все дела у них спорятся, а заботы и тяготы переносятся терпеливо и спокойно.

Цветок

В некоторых случаях проводится «общая исповедь». Она совершается по решению священника при большом стечении народа. Исповедник сам перечисляет все основные грехи, а потом не выслушивает отдельно, но налагает на каждого епитрахиль с разрешительной молитвой. Такой порядок обычно связан с нехваткой времени. Однако к покаянию следует относится серьёзно, не всякий после общей исповеди может подойти к Причастию. Подход к каждому чаду Церкви прежде всего индивидуален. К общей Исповеди лучше не подходить тем, кто:

  1. Долго не был на обычной отдельной исповеди;
  2. Имеет смертный грех, или согрешение, сильно одолевающее совесть.

В этих случаях в конце общей исповеди стоит подойти отдельно и рассказать священнику всё, что тяготит душу.

Ещё с некоторых пор появилось понятие – «генеральная исповедь». Это Таинство для людей, которые:

  • давно не были в церкви;
  • будучи крещенными в детстве, никогда не посещали храм;
  • никогда не исповедовались;
  • исповедовались без истинного покаяния;
  • больны и могут отойти в мир иной;
  • готовятся принять православное крещение во взрослом возрасте.

На подобной исповеди человек вспоминает все согрешения начиная с самого рождения, в том возрасте, который помнит. Это полное познание и раскрытие собственной греховной нечистоты приносит свободу. К человеку приходит осознание, что без Бога-Творца он не может стать свободным и парить над земными заботами. Так Господь даёт возможность всем без исключения начать жизнь с чистого листа.

Блокнот

Генеральная чистка дома означает очищение каждого уголка от пыли и грязи. Вон выбрасывается всё ненужное, устаревшее и сломанное. А в жилье, где убираются регулярно и поддерживается порядок, генеральная уборка не нужна.

Генеральная исповедь также требует серьёзной подготовки, чтения духовных книг, осмысление заповедей Божиих. Также проводится самоиспытание по творениям святых отцов, на выбор:

  • Исповедь по сочинениям епископа Иустина (Полянского);
  • Исповедь по беседам Евсевия, архиепископа Могилевского;
  • Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению;
  • Исповедь, составленная святым праведным Иоанном Кронштадтским;
  • Исповедь по десяти заповедям Господним, составленная старцем Георгием Затворником;
  • Исповедь по плану девяти евангельских заповедей прот. Григория Дьяченко;
  • Исповедь по мытарствам
  • Перечень грехов, составленный старцем Георгием Затворником, с объяснениями.

Цитаты

Генеральное исповедание может продлиться несколько часов. Тогда кающийся внутренне переживает все, происходящее с ним, и высказывает все свои переживания и эмоции.

Зачем исповедоваться, если «Бог в душе»

Фраза «Зачем исповедоваться, если «Бог в душе»» довольно распространена и определяет веру многих людей. К сожалению, в этом случае человек сам решает, кто для него Бог. Он не опирается на достоверные источники или авторитетные православные книги, а самовольно интерпретирует понятие «Бог», тем самым закрывая саму возможность исправления и очищения души.

Так людям удобно оправдываться, почему они не посещают воскресные службы и не участвуют в таинствах. Они не готовы менять внутренний мир, расстаться со старыми страстными привычками. Более того, они вообще ни видят в своих поступках ничего греховного.
Некоторые говорят так, потому что не читали Священное Писание и невежественны в церковном отношении. Возможно, они немного знакомы с 10-ю заповедями Моисея, некоторые из них стараются соблюдать, знают несколько молитв. С подобными людьми, ищущими смысл в жизнь, есть шанс завести диалог и направить мысли в нужном направлении.

Чайки на море

Большинство же людей создало собственную религию и никак не желает покидать ракушку кажущейся безопасности. Они душой мертвы и продолжают внутренне разлагаться, подобно фарисеям — гробам с покойниками из евангельского повествования.

«Боговдушие» — это попытка самооправдания, компромисс с совестью. Ведь иначе придётся узнать, что человек грешен и плох. Вера призывает быть деятельными, придётся принести духовных жертвы. Делать то, что предлагает Церковь — посещать богослужения, участвовать в таинствах Исповеди и Причастия, соблюдать молитву и посты. Надо читать и вникать в Священное Писание, Священное Предание, труды святых отцов, а в итоге — полностью изменить собственное сознание. Такие жертвы вызывают в человеческой душе диссонанс. А лень подсказывает лучшую возможность избежать подобных усилий. Достаточно только отговорится общей фразой и ничего не предпринять для спасения своей души.

Цитаты

Первая ступень покаяния – признание того, что грех существует и действует в человеке.

Особенности исповеди мужчины и женщины

Мужчина и женщина по своему складу отличаются во многих отношениях. Прежде всего мужчины более сдержаны, скупы на описание и не дают излишнюю волю своему воображению.

В диалогах они лаконичны, используют короткие конкретные фразы, часто замкнуты в себе. Поэтому у мужчин могут возникнуть трудности с открытием перед священником, чужим человеком, грехов на исповеди. Открыто рассказывать о страстных подвигах также может помешать сильно развитое самолюбие.

Такой подход может превратить Таинство Покаяния в некую формальность. Не всякий мужчина сможет до конца открыться и искренне излить душу, тем самым освободиться от накипевшей боли и греховной скверны.

Мужчина

В отличие от мужчины, женщина более эмоциональна, словоохотлива. Её могут целиком и полностью поглотить плоды собственного воображения и придумывания того, чего вообще не было.

В большинстве своём женщины склонны излишне хвастаться и рисоваться перед другими. Они любят посудачить, посплетничать и конечно, чересчур ответственно относятся к красоте собственного тела.

Подобные особенности грозят затянувшейся исповедью, когда человек стремиться излить на священника весь поток своих мыслей и всё подробно рассказать. Поэтому существует практика записывания грехов на отдельный листочек. Чтобы рассказать всё точно, но без незначительных подробностей. После исповеди листок разрывается на 4 части и сжигается огнем.

Женщина

Ещё одним важным пунктом различие являются физиологические особенности женщины, а именно менструальный цикл. Поэтому при месячных кровотечениях женщине запрещено приступать к Таинству Причастия. К Великой святыне не могут приступать женщины после родов, только через 40-й день над ними читают особые очистительные молитвы и разрешается участвовать в Таинстве. Однако это не отменяет возможность участия женщины в исповеди. В случае внезапности женских дней необходимо будет готовится к Причастию заново.

Грехи мужские

Рассмотрим примерный список согрешений для мужчин:

  • Святотатствовал, в храме во время службы вел разговоры и отвлекался от молитвы;
  • Сомневался в вечной жизни и существование Бога, божился и кощунствовал;
  • Проявлял неуважение к бедным людям, насмешничал;
  • Проявлял жестокосердие к жене, детям и окружающим;
  • Ленился, гордился и тщеславился. Был скупым или чересчур расточительным;
  • Избегал службы в армии, не хотел защищать свою Родину;
  • Специально уклонялся от труда, который казался нежелательным или неприятным, нерадиво исполнял обязанности;
  • Наносил словесное или физическое оскорбление другим людям, проявлял чувства гнева, ненависти, дрался;
  • Специально оклеветал других людей, сплетничал, пересказывал чужие недостатки;
  • Склонял окружающих и знакомых к греховным страстям: винопитию, употреблению наркотиков, любодеяниям, азартных играм;
  • Отказывал в помощи родителям, супруге, детям и другим;
  • Бесцельно коллекционировал предметы, участвовал в воровстве и разбое;
  • Возвышал себя перед другими, хвастался, унижал своих ближних, спорил;
  • Проявлял наглость, хамство или малодушие;
  • Занимался рукоблудием или прелюбодеянием.

Грехи женские

Приводим примерный список грехов для исповеди для женщин:

  • Проявление гордости через отсутствие желания жить простой мирской жизнью, презрение к окружающим, неуважительное отношение к ближним, противление в воспитании в себе милосердия, кротости, смирения, а также покорности воле Божией;
  • Чрезмерная сосредоточенность на собственном внешнем виде, предпочтение материальных благ духовным дарованиям, лицемерие, стремление ко всеобщей известности и извлечение из этого выгоды;
  • Грех сребролюбия. Желание копить вещи и любоваться ими, мечтание богатства, стремление к нему через нечестный путь, отказ помогать беднякам;
  • Сварливость, вступание в споры. Разжигание ненависти, физические и моральные насильственные действия над более слабыми;
  • Нарушение супружеской верности. Неприличные разговоры, рукоблудие, невоздержание от интимных отношений в постные дни и церковные праздники, нечистые мысли, нескромное поведение, ношение соблазнительной одежды и вызывающего макияжа;
  • Обжорство. Несоблюдение постных дней, вкушение пищи до утренней молитвы, стремление к употреблению изысканной еды, пресыщение ею, зависимость от чайных, кофейных, алкогольных напитков;
  • Уныние, отсутствии радости от данной Господом жизни, духовная слепота, неспособности видеть вокруг себя созданные Богом чудеса.
  • Отсутствие желания честно работать, праздность, сонливость;
  • Самолюбование;
  • Сплетничество, многословие;
  • Пристрастие к магизму, суевериями;
  • Лишение жизни народившегося младенца (аборт);
  • Сводничество.

Отличие таинства Соборования от таинства Исповеди

Старательное запоминание грехов и даже самое усердное слежение за помыслами и поступками не даёт возможности полностью избавиться от всех грехов. Очень многие согрешения и порочные мысли так быстры и мимолётны, что кажутся незначительными и быстро забываются из-за духовной слепоты души.

Важно понимать, что на Исповеди следует говорить об осознанных грехах, а не просто перечислять весь список. А для забытых согрешений существует таинство Соборования или Елеосвящения. В нём под действием благодати Святого Духа человек избавляется от грехов, не сказанных на Исповеди по незнанию или забывчивости.

Двоешник

Свободная и чистая душа помогает выздороветь и больному телу. Это не означает, что Таинство Соборования можно совершать только над болящими или находящимися при смерти. Ведь при серьёзном рассмотрении внутреннего человека становится понятно, что мы все имеем нездоровую душу, а значит обязательно должны использовать все возможности для её очищения. Для любого христианина полезно раз в год приступать к этому таинству, по обычаю Чин совершается в Великом Посту.

Советы при первой исповеди

Первая исповедь – важный и ответственный поступок. Самое главное в этом дойти до конца, перебороть ложный стыд, любые страхи и опасения. Для этого рекомендуется почитать несколько книг в помощь кающемуся, посмотреть список грехов для исповеди в молитвослове или специальной брошюре. (Например, «Пояснения к таинствам Исповеди и Святого Причастия»).

Очень сложно вспомнить все грехи с самого детства, поэтому в первую очередь надо говорить о том, что беспокоит в настоящее время, в чём обличает совесть сейчас. Разумно подготовить список грехов на бумаге, чтобы всё отложилось в голове и была ясность.

В храм лучше прийти заранее и обстоятельно обдумать предстоящее Таинство Покаяния. Перед исповедью священник произносит специальные молитвы, настраивающие на правильное понимание таинства. Ведь первая исповедь – это только первый шаг к исправлению и очищению души. И как сильно загрязненная белая одежда не отстирывается с первого раза, так и одежда души требует постоянного омовения слезами покаяния.

Знак вопроса

Грехи называются вслух, четко, понятно, сосредоточенно, таким образом, чтобы в этом отражалось истинное покаяние духа и желание вырвать с корнем ненавистную страсть. Говорить следует точно, конкретно, ничего не выдумывая в своё оправдание.

Старцы советовали очень осторожно исповедовать блудные помыслы, не раскрывая никаких подробностей, чтобы ещё более не прельститься и не смутить священника. Раскаяние в содеянном должно быть не только желанием, но и действием, решимостью никогда не возвращать к исповеданному греху.

Цитаты

Для первой исповеди лучше выбрать будний день, чтобы у священника было больше времени выслушать кающегося. Можно заранее узнать расписание служб и договорится с конкретным исповедником.

В момент Таинства исповеди христианин должен понимать, что предстоит перед Лицом Всевышнего и именно Ему приносит своё раскаяние. Иерей является свидетелем перед Богом за кающегося и молится о прощении грехов вместе с ним. После разрешительной молитвы всегда можно задать дополнительные вопросы.

Не следует опаздывать к началу Таинства, поскольку вначале прочитывается особое чинопоследование, создающее правильный молитвенный настрой. По завершении разрешительной молитвы кающемуся необходимо поцеловать лежащие на аналое Крест и Святое Евангелие, а также взять у духовного отца благословение.

Благословение

Для подготовки к исповеди необходимо произнести дополнительное молитвенное правило. Накануне участия таинстве Покаяния положено прочитать Покаянный канон Господу Иисусу Христу, молебный канон Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю. На службу следует приходить с настроем искреннее признаться во всех следует примириться с людьми, даже если имелся незначительный конфликт. Христианину необходимо испросить прощения у всех, кого он задел неосторожным словом, обидел взглядом или поступком, а также искренне простить людей, которые проявляли обиду, недоброжелательность или вражду.

Заключение

Подготовка к исповеди, её осуществление и участие в Таинстве Причастия является основой жизни христианина. Таинство Исповеди обязательно проходит в присутствии священника. Такая форма была установлена Самим Господом в Евангелии. Святые отцы говорили об исповеди, как о «втором крещении», поскольку к человеку возвращается благодать и чистота, данная новокрещенному. И здесь важны моральные усилия верующего в преодолении стыда, погружение и глубокое осознание собственной греховности, твердое желание исправиться.

Вода

В первые века христианства, кающиеся исповедали свои грехи перед всем собранием верующих. Это было связано с ожиданием конца мира и христиане хотели оставаться в мире с ближними и полностью очистить себя от всяких нечистых помыслов и поступков. Но в последствии и до ныне лишь иерею установлено быть свидетелем перед Господом за раскаяние христианина.

Приступать к Покаянию необходимо как можно чаще, чтобы одежда души оставалась всегда чистой и готовой принять Благодать Святого Духа. Не достаточно прибегать к Таинству раз или два в год на самые большие праздники. Даже если одолевают сомнения и слабая вера – и эти помыслы надо приносить на Суд Божий, чтобы внутренне укрепляться. За каждую душу постоянно идёт незримая битва, и любому нужна поддержка в этом нелегком сражении. Такую силу и даёт благодатная помощь Церкви.

Водопад

Основой и движущей силой Исповеди всегда является осознание грехов и глубокое искреннее раскаяние человека. Этот процесс не прекращается, поскольку нужен каждодневный труд для исцеления язв души и очищению самого малейшего загрязнения. Без настоящего покаяния верующему невозможно исправить свою жизнь и укротить страстный нрав. Без помощи Церкви человек не способен самостоятельно понять, что же происходит в его душе. Ведь конечной целью бытия людей является обожание человеческой природы, установление диалога с Богом и стремление к горнему Царствию.

Цитаты

Такая высокая цель недостижима без помощи благодати Божией, через регулярное участие христианина в церковных таинствах, молитве и чтении духовных книг.

Rate this post
The following two tabs change content below.

Юлия Юрьевна Егорова

Последние статьи автора Юлия Юрьевна Егорова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.