Руки в молитве

Какие каноны (молитвы) прочитать перед исповедью и причастием

Основное Таинство Церкви – это Причащение. Его по-другому называют Благодарение. Но тогда возникает логический вопрос: за что мы благодарим Бога? В первую очередь, за то, что Он есть и что открыл нам это знание. Это знание уже само по себе является огромным благом. При этом, Благодарение является тем самым лекарством, которое освобождает нас от духовных болезней, страстей, одиночества, уныния. Поэтому благодарность Творцу – это, с одной стороны, долг каждого разумного существа, с другой, признательность за счастливые и несчастливые благодеяния, которыми мы и спасаемся. Стих Серафима Вырицкого «От Меня это было» открывает глаза на то, что все происходящее в нашей жизни происходит только по воле Божьей:

И когда человек осознает то, что без Господа жизнь не имеет смысла, то хочет быть как можно ближе к своему Создателю. Тогда возникает неизменное стремление к Небу, к всему духовному. Я думаю, все, кто хотя бы раз в своей жизни прочувствовали в сердце Благодать Божественную, уже не смогут без нее прожить. Как можно соединиться с Христом? В Таинстве Евхаристии. Поэтому это очень важная часть духовной жизни каждого христианина.

Также, после непосредственной встречи с Господом, душа человеческая тянется к чистоте. Очищение можно получить благодаря Покаянию. То есть с помощью Исповеди.

Подготовка к этим двум Таинствам – существенное звено для каждого православного человека, к которому нужно подходить с усердием и серьезно.

Что такое исповедь?

Исповедь, Таинство Покаяния – это обряд Святой Церкви, установленный Христом, когда при искреннем раскаянии верующего Господь не просто прощает и отпускает человеку грехи, но дает силу на борьбу с ними. Само слово переводится на русский язык с греческого, как «изменение жизни/сознания».

При Исповеди следует знать:

  1. Интересно, что при действительном покаянии христианина, Бог может простить также забытые и неведомые (те, которые неизвестны, непонятны) прегрешения. Естественно, когда человек замечает эти пороки, то должен пойти исповедать их.
  2. Важно не путать Исповедь и личное покаяние, когда мы в своих молитвах просим прощения согрешений. При непосредственно Таинстве, когда мы исповедуем перед Господом все свои душевные пороки при участии свидетеля, то есть священника, отпускаются прегрешения и с человеком пребывает благодать Христа, которая дает силы на борьбу со страстями.
  3. Сам Святой обряд проходит в храме, на Литургии, перед ней, иногда на вечерней службе или по договоренности с духовным отцом. На службе нужно молиться и воздавать хвалу Всевышнему, поэтому желательно исповедоваться в другое время.
  4. Священник перед всеми желающими приступить к Таинству примирения с Богом читает специальные молитвы. Потом каждый по очереди, если таких людей несколько, подходит к священнослужителю для исповеди грехов, целуя Крест и Евангелие. Они лежат на аналое и напоминают о присутствии Господа Иисуса Христа.
  5. Далее нужно совершенно открыто, ничего не скрывая, рассказать то, в чем каетесь. Простым языком – то, за что совесть мучает. Говорят, что совесть – это и есть глас Божий, от неё не укрыться и просто так она не отпустит.
  6. Также нужно помнить, что батюшка – это тоже грешный человек, со своим страстями и пороками, он вас прекрасно понимает и не осуждает. Вы раскаиваетесь, в первую очередь, перед Богом. Потому что часто мучает людей ложный стыд, который не дает честно признаться в своих грехах. Этого нужно избегать.
  7. После того, как кающийся все назвал, священнослужитель читает разрешительную молитву, где говорит о прощении и разрешении прегрешений. Помним, что грехи нам простил никак не батюшка, а сам Творец и Создатель всего. В молитве так и говорится, что совершается это Таинство разрешения согрешений именно силою Божиею. По традиции верующий целует ещё раз Крест и Евангелие, а также берет благословение у духовного отца.

Исповедь – это чудо восстановления души, исцеления тех неизлечимых болезней и ран, которые, казалось бы, уже никогда не исчезнут. Господь дает каждому желающему возможность очиститься и собрать Божественную благодать в душевный сосуд.

Обновленная душа всегда тянется к своему Создателю, хочет с Ним соединиться. Святая Тайна этого соединения происходит во время Евхаристии – прямой встречи Господа и человека.

Что такое причащение?

Причастие или Евхаристия – главное Таинство Святой Церкви. Во время Литургии хлеб и вино таинственным обзором обращаются в истинные Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа. Каждый православный христианин может участвовать в этой Бескровной Жертве и в этом священнодействии соединиться со своим Творцом. Евхаристия (Εὐχαριστία) — с греческого «благодарение». Причащаясь, мы исполняем слова Христа:

Даем Ему возможность заполнить пустоту нашего сердца, наполнить Благодатью своей душу и устремить ее к Небесному Царствию.

Некоторые сравнивают эту Тайну претворения с магией. Но православные знают о Божественном непосредственном участии в этом священнодействии. Происходит оно так: во время Божественной Литургии священник готовит Святые Дары, читает специальные молитвы, поминает живых и мертвых, взывает о Милосердии Господу. После возгласа «Святая Святым» на службе он сам потребляет из чаши Причастие, потом выносит людям. Каждый готовящийся и получивший разрешение у священника на Исповеди подходит к Евхаристии, ему в рот кладут Тело и Кровь Христа. Так он принимает в себя Самого Избавителя душ наших.

Это самая таинственная и неземная Тайна, которая только была когда-то на земле. Она так доступна и так пренебрегается православным народом. Это прямое общение творения с Творцом, возможность обновиться и стать лучше. Ведь как можно не измениться, приняв в себя Всемилостивого.

Связь между причащением и исповедью

Конечно, к Причастию могут не допустить. Если духовник чувствует или видит, что вы не готовы, то имеет право от Господа, не разрешить принять участие в Евхаристии.

Если вы не имеете благословения духовника причащаться без Исповеди, которое обычно дается при постоянном участии в Евхаристии, то вам нужно приходить к священнику для исповеди грехов и разрешения потребления Святых Даров.

Эту связь можно описать примером стакана. Сначала мы побитую посуду склеиваем, а потом наполняем чистой водой.

Насколько часто можно исповедоваться и причащаться?

Некоторые считают, что дежурно причащаться нужно раз в год, чтобы «не охладеть». Но это ничто иное как охлаждение и небрежение по отношению к Святым Дарам. Да, конечно, чтобы каждый день приходить к Телу и Крови Христовым, нужно быть немного похожим на святых, иметь достойный образ жизни. Но причащение раз в год в любом случае выходит за рамки благочестия и христианства.

К примеру, здоровый человек хочет кушать. Он же не перестает любить еду, желание кушать у него никуда не пропадает, ест он раз в день, два или даже три. От еды не охладевает человек, а от хлеба духовного должен? Причастие и Исповедь – это пища для души человека, пренебрегать ими нельзя.

Если кто-то хоть раз узнал на своем опыте «яко благ Господь» (пс.33), прочувствовал Его благодать через Таинства, то жить без них долго становится невозможным. Однажды вкусивши и насытившись, ты не сможешь ждать следующего года. Душа будет желать идти к Истине.

Очень распространенная практика участия к Евхаристии раз в две недели. Норма жизни, за апостольскими правилами: принимать Святые Дары каждую Божественную Литургию. Но все мы понимаем, насколько отличается наша эпоха от времен первых христиан. Поэтому каждый верующий, советуясь со своим духовным отцом, должен соразмерить степень горения сердца, молитвенной воцерковленности, личной жажды, решить, насколько часто нужно причащаться.

При активной духовной жизни человека, его могут допускать к Причастию без Таинства Покаяния. Но обычно Исповедь должна происходить перед Причастием. Также можно исповедоваться без принятия Святых Даров. Нет определенного канона, насколько часто нужно каяться в своих прегрешениях. Но приведем пример из книги «Пасха Красная» Нины Павловой, где один из иноков, отец Ферапонт, прибегал исповедоваться бывало и три раза в день.

Все зависит от желания человека быть с Господом, горения сердца и тяги души человеческой к Небу. Также важен вопрос подготовки мирянина к таким важным вещам.

Как готовиться к Таинствам?

Подготовка к любому Таинству требует благоговейного отношения. Нужно понимать всю серьезность происходящего, помнить о невидимом присутствии Божьем в каждом священнодействии.

Для того, чтобы правильно подготовиться, важно ответить для себя на один вопрос: зачем я хочу принимать участие в этом Таинстве? Конечно, для того, чтобы стать лучше и приблизиться хоть на чуточку к Богу. Если ответ такой, тогда давайте менять свою жизнь.

Хотя бы за несколько дней до самого события воздержитесь в каких-то привычных делах: сидеть в Интернете, смотреть сериалы, а вместо этого больше уделите время мыслям о Господе, почитайте Евангелие.

Пытайтесь приготовить духовно себя, всячески избегая ссор и других неприятных ситуаций. Учитесь за все благодарить Бога. Также больше молитесь. Для подготовки есть отдельные молитвы, которые нужно вычитать. Каноны перед Исповедью и Причастием помещены в молитвослов.

Какие каноны нужно читать?

По установленной практике Православной Церкви перед Исповедью читается: канон покаянный Господу Иисусу Христу, Молитва прп. Симеона Нового Богослова. Последнюю можно не найти в каждом молитвослове, поэтому приведем ее здесь:

Еще существуют примеры прочтения последования общего Исповедания, где указаны самые распространенные согрешения. Это будет и подготовкой, и напоминаем о греховности человеческой, и возможность перед Покаянием найти какой-то ещё порок, который не заметил.

Перед Евхаристией советуют читать три канона: Иисусу Христу, Богородице и Ангелу Хранителю, Акафист или Господу, или Богородице, Последование перед Причащением. Все эти молитвы вмещены в обычный молитвослов. Во время приготовления себя к принятию Тела и Крови Спасителя утренние и вечерние молитвы (минимум за три дня).

Приготовление к исповеданию грехов

Главный совет здесь только один: научитесь следить за своими поступками. Чтобы знать в чем каяться, нужно знать, чем ты грешны. В помощь кающемуся есть перечни прегрешений, где указаны самые распространенные грехи.

Также существует практика записывать свои духовные болезни на листочке, чтобы не забыть и не пропустить ничего.

Перед Покаянием поститься не принято. Важно желание не повторять своих проступков и становиться лучше. Оно может прийти после осознания своей греховности. У каждого по-своему: у кого-то после прочтения жития святых, у кого-то после Евангелия о Страстях Христовых, у кого-то просто, когда совесть начинает мучить. Но когда этот покаянный порыв души возникает, его стоит сохранять до самой Исповеди и после.

Памятка готовящемуся ко Святому Причащению

Покаяние, желание исправить себя и жить с Господом – это главная подготовка. Принято, что нужно за три дня поститься, воздерживаться в пище. В пост входит и воздержание от супружеского долга. Но кто соблюдает все посты, постные дни: среду и пятницу, тому разрешается без воздержания в еде накануне подходить к Причащению.

Обязательным есть Любовь к Богу и ближним. Она проявляется в воздержании от ссор, обид и злости. Постарайтесь всячески избегать неприятных ситуаций и со смирением принимать все, что происходит. Помните о Господе и о том, к чему вы готовитесь: принять Его внутрь себя.

«Я не прочитал правило, но хочу причащаться»

Разные бывают ситуации, бывает, не успел и не мог вычитать молитвы. Об этом нужно говорить на Исповеди. Священники отвечают по-разному. Одни говорят «нельзя», а другие «конечно, можно». А что говорят святые отцы по этому поводу?

Возьмем в пример Вселенских учителей и святителей, создателей трех Литургий: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Святые отцы ничего по этому поводу не говорят, потому что в их время известная нам практика подготовки к Евхаристии отсутствовала.

Как в раннехристианские времена люди готовили себя к Причащению? Испытывали себя, воздерживались в супружеской близости, приходили на службу, которая состояла из их приношений. Церковь была одета и накормлена их трудами – это тоже приготовление.

Само участие в богослужении было полной подготовкой к Таинству. Литургия тогда длилась около четырех-пяти часов, со всеми чтениями, молениями и коленопреклонениями. Выстояв такую службу, человек спокойно подходил к чаше.

Цели всех подготовительных действий – это горение ко Господу, желание быть вместе с ним. Эта цель должна достигаться на службе, все остальное – вспомогательные меры. Поэтому священник может сам рассудить, достоин человек подходить к Евхаристии или нет. Он имеет право одного причастить, а другого нет.

Чего точно делать не стоит? Вычитывать потом каноны. Так как мы воспитываем в себе какую-то «начетническую» религиозность, будто Господа только интересует, прочитали вы все или нет. Поэтому если ты не прочитал до, то не читай уже после.

Какая молитва читается после Исповеди?

Когда человек очистился, то возникает потребность отблагодарить Господа за прощение и милость. Для этого читают молитву после Исповеди:

В ней сказано о великом милосердии Спасителя и воссылается Ему недостойное благодарение.

Как правильно вести себя во время причастия?

На богослужении после возгласа «Святая Святым» и пения «Един Свят, Един Господь», закрываются Царские врата – батюшка сам потребляет Евхаристию. В это время певчие обычно поют стихиры дня или читают молитвы ко Причащению, которые полезно ещё раз прослушать.

Когда открывают Царские врата, священник выходит с Чашей к мирянам, он возглашает важные слова:

Это два обязательные условия для принятия в себя Христа: страх Божий и настоящая вера в Господа и Таинство. На Литургии Преждеосвященных Даров произносится:

То есть именно Веру и Любовь ко Христу, к этому Таинству и к ближним нужно хранить в себе.

Верующие складывают руки на груди, правую кладут на левую, изображая крест. Это делается, чтобы люди не крестились, подходя к чаше, ведь так можно случайно толкнуть кого-то и нечаянно перевернуть Святые Дары.

Подойдя к священнику, нужно четко и понятно назвать свое имя при Крещении и открыть широко рот. Тогда священнослужитель произносит специальную молитву и лжицей (ложечкой) кладет Тело и Кровь Христовы вам в рот.

Причастие нужно проглотить и желательно не разжевывать. Сразу после потребления Святых Даров нужно подойти к столику, где раздают запивку. Это обычная вода, иногда в нее добавляют вино. Ею нужно запить и съесть антидор (частица служебной просфоры). Это делается, чтобы случайно не осталось во рту никакой части Причастия.

Потом стоит тихонько отойти на свое место, чтобы не создавать очередь, дальше молиться и слушать службу.

Что читать после Причастия и как себя вести?

Смысл частого причащение в том, что пребывать в Благодати Божией. Нужно уметь Ее хранить. Именно поэтому и вести себя нужно достойно после принятия Христа во внутрь себя.

После Литургии во многих храмах принято читать благодарственные молитвы по Святом Причащении. Они начинаются возгласом: «Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.». Но, если по какой-то причине вы не смогли их прослушать в храме, то стоит вычитать самостоятельно.

При этом разрешается целовать Крест и иконы, подходить к священнику за благословением. Но рекомендуется воздерживаться от супружеского общения, именно поцелуев. Следите за тем, чтобы не плеваться при покашливании или разговоре.

Желательно пребывать в немногословии. Постараться подольше сохранить в себе то благодатное состояние, которое вы получили во время Евхаристии. А для этого не рассеивайтесь помышлениями о житейских делах, старайтесь держать ум в размышлениях о Таинстве и молитве. Непрестанно молитесь, чтобы вам не приходилось делать во всей этой суете житейской.

Стоит стараться уклониться от ситуаций, которые могут вызвать ссоры, конфликты, страсти – всего, что вытисняет Благодать из сердца. Надо понимать, что эта Благодать – Божий дар, он непреложный, то есть Господь сам Его не отнимает, никто не может этого сделать. Только сам человек своими действиями, поступками, мыслями, вытесняет все то, что приобрел в Таинстве Святого Причащения.

Для насущного примера представьте, что священник сам дал вам Чашу со Святыми Дарами. Этого делать никак нельзя, но, если задуматься, как бы вы себя вели? Несли бы с особым благоговением, не давая себе даже думать о чем-то постороннем. Участвуя в Евхаристии, мы сами становимся этой Чашей, поэтому так важно благочестиво пронести ее хотя бы до конца дня, не забывая о том, что Господь в нас.

Заключение

В завершение хотелось вспомнить слова известного православного богослова А. И. Осипова о том, что ко Причастию может приходить только тот, кто чувствует себя недостойным. Тому, кто чувствует себя достойным, вычитал все правила, каноны, попостился целую неделю и теперь со всей радостью идет к Чаше, лучше к ней не подходить. Видеть себя достойным – первый признак недостоинства. Когда человек не видит своей греховности, не видит немощи, но считает себя лучше всех и хочет со всей этой гордыней принять в себя Спасителя – не грех ли это?

Но, чтобы увидеть свое недостоинство, нужно потрудиться, понаблюдать за собой, увидеть со стороны. Сколько раз в день я осуждаю? Сколько гневаюсь? За один день такого наблюдения могут развеяться все мысли о достоинстве. Истинно принимает Святые Дары только тот, кто с сокрушением, с покаянием подходит к этой Тайне. Когда человек серьезно готовится и вдумывается в слова канонов, молитв, то и отношение у него меняется. Покаянные молитвословия настраивают душу на благоговейное отношение. Каждый христианин может правильно организовать свою жизнь, начиная с малого: пост за три дня до Причащения, три канона и Последование накануне. Полезно будет читать утренние и вечерние молитвы не только во время подготовки к Таинствам, но и каждый день, благодаря Бога за него. Православный должен думать не о ценности участия в Евхаристии, а о пользе Таинства.

Польза возникает только после того, как человек «со страхом Божиим и Верою» приступает, осознавая всю свою греховность. Он уповает на Господа, чтобы Тот спас и помиловал.

Rate this post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *