Пт. Ноя 15th, 2024
Репин Исповедь

В самом начале нашего духовного пути мы начинаем смотреть в глубину себя и замечаем много нечистоты, копаемся в своих грехах, ищем какую-то рекомендацию. Некая инструкция должна нам помочь подготовиться к Исповеди и Причастию правильно. Но такая помощь может как помочь, так и навредить. Нужно в первую очередь самому понимать и осознавать, что такое грех и для чего вообще нужны Таинства, а также знать, как подготовиться к ним правильно, что будет полезно для души.

Таинства Святой Церкви

Одна из главных целей Православной Церкви – освящение и благословение ее членов через Святые Таинства.

Таинство – это священное действие, через которое на человека, участвовавшего в его совершении, подается благодать Святого Духа. В Православной Церкви существует 7 Таинств и каждое из них совершается в определенный момент человеческой жизни:

  1. Крещение. Оно совершается над человеком, желающим стать христианином, то есть учеником и последователем Христа. Совершается оно один раз в жизни. Во время этого Таинства человек отрекается сатаны и трижды погружается всем тело в воду. Смысл этого священнодействия – смерть человека для этого мира и рождение его для новой жизни во Христе Иисусе.
  2. Миропомазание. Оно тесно связано с Крещением. Во время этого священнодействия отдельные части тела человека помазывают миром – специально приготовленным благовонным маслом. В апостольские времена это Таинство совершалось путем возложения рук, а потом приобрело форму помазания. Если во время Крещения человек рождается для новой жизни, то Миропомазание дает силы для следования за Господом. Эта сила не действует в христианина автоматически, получив ее, мы должны развивать то, что дано, прилагать усилия для построения своей жизни по заповедям Божиим.
  3. Елеосвящение (Соборование). Это Таинство совершается в тех случаях, когда человеку требуется благодать Божья для укрепления в телесных и душевных немощах. Соборование предполагает не просто участие в самом Таинстве, но и стремление исправить свою жизнь, освободить ее от грехов. Елеосвящение – это та духовная помощь, которую мы получаем для достижения вечной жизни и нашего спасения.
  4. Венчание. Оно совершается над тем людьми, которые хотят вступить в брачный союз для создания семьи. В Таинстве брака дается благодать для выстраивания семейной жизни, для того, чтобы она совершалась не сама по себе, а сам Господь руководил ею. Брак подразумевает появления новой жизни, то есть детей, и на это тоже подается Божье благословение во время Венчания.
  5. Евхаристия. Таинство совершается на Литургии. Во время богослужения хлеб и вино таинственным образом стают Телом и Кровью умершего и воскресшего Господа Иисуса Христа. Верующие причащаются, то есть вкушают, принимают в себя самого Спасителя. О необходимости делать это для нашего спасения мы читаем в Евангелии:

Причащение необходимо нам, чтобы исцелять поврежденную грехом природу через соединение с Христом. Именно этот способ соединения затрагивает не только нашу душу, но и тело, когда мы едим и пьем Святые Дары. Участие в Евхаристии – это участие в самой Тайной Вечери, о которой мы читаем в Священном Писании.

  1. Исповедь. Во время этого Таинства христианин получает прощение грехов от Бога. Священник выступает в роли свидетеля раскаяния и в конце исповедания объявляет о прощении согрешений. Это священнодействие подразумевает исповедание своих прегрешений, то есть озвучивание их. Исповедь – это завершающий этап Покаяния. Чтобы действительно получить прощение, а не просто рассказать о своих недостатках, необходимо осознавать свои действия, знать заповеди Божии и соотносить свою жизнь с ними.
  2. Священство. В этом Таинстве человеку, избранному Церковью, дается благодать Святого Духа для совершения Таинств и выполнения пасторских обязанностей в церковно-приходской общине. Иисус Христос избрал апостолов, а потом апостолы избирали отдельных людей для того, чтобы они могли быть старшими в отдельных церковных приходах, совершать священнодействия и учить людей Слову Божию, наставлять их. В Православной Церкви существует три чина священства: епископ (совершает все Таинства), пресвитер (все, кроме священства) и диакон (служит при совершении того или иного священнодействия).

Исповедь – что это такое?

Исповедь – это не формальный рассказ о том, что ты есть в негативном ключе, а перемена ума и желание сделать жизнь лучше, очищение души. Мы приносим к Богу в этом обряде свои самые искренние и чистые молитвы о том, чтобы он простил наши грехи. Называем мы то, в чем грешны, для того, чтобы засвидетельствовать, в чем именно каемся и за что нам стыдно.

Но как бы мы не готовились, если при этом не хотим замечать своих пороков, то никакая Исповедь нам не поможет. Здесь важно, чтобы присутствовало искреннее Покаяние, чтобы на душе «кошки скребли» и хотелось очиститься.

Именно во время этого Таинства православный христианин получает разрешение прегрешений, то есть Господь по своей милости прощает и отпускает проступки кающегося грешника. Также Бог дает человеку силы на борьбу со страстями. А священник может направить на истинный путь и дать советы, как победить грех.

Как проходит Таинство?

Таинство Покаяния проходит в храме в установленное время. В большинстве храмов есть возможность покаяться во время Литургии, но некоторые приходы практикуют Исповедь только вечером перед или после вечерней службы.

Обычно священник выходит к аналою – специальной подставке, на которую кладут Крест и Евангелие. Эти предметы свидетельствуют невидимое присутствие самого Господа, напоминают нам, перед кем ведем отчет.

Сначала священник читает молитвы перед Исповедью, в которых просит у Господа помощи и молит о милосердии. Ведь батюшка такой же грешник, как и мы, у него нет власти самому лично отпускать грехи, только сам Бог его руками может простить кому-то согрешения. Также в молитвах звучит напоминание, что именно «Христос невидимо стоит, приемля исповедание» и скрывать что-то перед Вездесущим не просто бессмысленно, но и будет в прегрешение.

Распятие

Потом каждый по очереди подходит к духовному отцу. Целует Крест и Евангелие и начинает свою исповедальную речь. Священник может задавать вопросы, чтобы понять, насколько глубоко вы раскаиваетесь. Можете спросить совета у батюшки, он может дать наставления. Иногда дается епитимия – наказание во исправление, которое нужно выполнить со смирением.

Когда вы закончили, читается разрешительная молитва, где говорится о том, что вам прощаются согрешения. После этого надо ещё раз поцеловать Крест и Евангелие. Можно просить благословение на Причастие, положив правую на левую ладони перед собой. Если духовник даст благословение, перекрестив вас и положив свою руку на ваши, то в ответ целуют руку священнослужителя.

Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?

Этот способ исповедания прегрешений не так популярен, но используется священниками в духовно-приходской жизни, обычно из-за большого наплыва людей. Общая исповедь проходит обычно так: священник сначала зачитывает последование перед Исповедью, а потом читает специальные молитвы, где перечисляются распространенные согрешения. После этого каждый человек по очереди подходит к аналою с Крестом и Евангелием, духовный отец накрывает голову епитрахилью и сразу читает разрешительную молитву над кающимся. Если у человека есть какие-то страсти, которые особо тяготят душу, то исповедующийся может назвать отдельно свои прегрешения, а после уже будет прочтено молитвословие.

Конечно, многих прельстит такой формат Таинства Покаяния, ведь он проходит относительно недолго (в зависимости от количества людей) и освобождает исповедника от обязательного называния свои пороков. Но стоит задать себе вопрос, будет ли такая Исповедь действительно искренней? Будет раскаяние так же действенно, как и при обычной Исповеди? Каждый решает сам для себя, но начинать искать, где проходит общая Исповедь, точно будет кощунством.

Что говорить батюшке?

Ничего лишнего. Нужно помнить, что батюшка такой же человек, как и Вы, – он поймет, поэтому стыдиться ничего не нужно, но не стоит искушать его, начиная обсуждать, осуждать и рассказывать про пороки других. Не забывайте о краткости и четкости, и, в то же время, о душевной части вашей речи. Это не сухое перечисление – это плач о прощении, о милости Творца, который возникает в глубине сердца и рвется наружу, чтобы его услышали. Нельзя загнать личное раскаяние в рамки, сказать как нужно делать, а как нельзя. Это будет неправильно.

Проповедь

Но общие правила все же выделить нужно:

  • как можно более кратко и доступно, особенно если за Вами большая очередь людей;
  • говорить по сути;
  • не начинать обвинять других;
  • не рассказывать все в мельчайших подробностях, особенно грех блуда, осуждения;
  • не превращать Исповедь в психологическую помощь;
  • не стыдиться и не скрывать никакие прегрешения, правдиво говорить и отвечать на вопросы.

Как начинать и заканчивать Исповедь?

Как уже говорилось выше, Покаяние, действительно искреннее и открытое, невозможно подогнать под рамки. Это идет из глубины души. Это и есть Таинство того, что творится внутри человека в тот момент, когда его сердце пронзает не чувство достоинства и греховности, а желание исправиться и очиститься, смыть с себя всю грязь, что так и мучает. Это состояние должен пережить каждый православный христианин.

Но, чтобы помочь людям, которые в начале пути, необходимо хотя бы примерно очертить рамки Исповеди. Тогда появится какое-то понимание всего происходящего и в будущем взойдут плоды этого понимания.

Так вот, если понятно, что на Таинство Исповеди нужно приходить со списком своих согрешений и называть их батюшке. У начинающий христиан часто возникает вопросы о том, как правильно начать этот разговор с Богом, в первую очередь, а не с батюшкой.

О том, в каком виде нужно исповедоваться, писали многие святые, например, святитель Игнатий. Обращаться к Игнатию Брянчанинову можно и даже нужно, когда возникают какие-то вопросы о подготовке к Таинству. Для этого есть его фундаментальный труд «В помощь кающимся», где есть ответы на основные вопросы.

Вариантов начала Исповеди может быть много, к примеру:

  • «Я, раб/раба Божья (имя), согрешила …»
  • «Прошу у Бога и у близких прощения за соделанные мною грехи…»
  • «Каюсь в том, что….»
  • «Господи прости мне то, что я…»

Аналогично можно дать понять духовному отцу, что вы закончили:

  • «… каюсь во всем, что сделал/сделала»
  • «… Господи, прости все названные грехи и те, о которых я не знал/знала»
  • «… Все, что помнил/помнила, назвал/назвала. Прошу прощения у Господа и у близких своих»
  • «… Каюсь во всех ведомых и неведомых прегрешениях»

Нужно избегать клятв, что больше не будете совершать тот или иной грех. Лучше просто обещать и действительно стараться не попадать снова в этих дьявольские сети.

Перед лампадой

Если Вы очень волнуетесь перед Исповедью, то просто попросите у Господа или у Богородицы помощи в таком важном деле спасения души человеческой. Никто иначе, как сам Спаситель лучше всех поможет открыть Ваше сердце ему на встречу, и тогда слова сами возникнут.

Как подготовиться к Исповеди?

Когда Вы приняли решение засвидетельствовать свое раскаяние Таинством Исповеди, необходимо правильно подготовиться к этому обряду. Безусловно, бывают разные ситуации. Иногда сердце настолько мучает согрешение, что идешь, даже бежишь к священнику, только чтобы быстрее покаяться. Тогда на подготовку нет времени и, конечно, нужно идти к духовнику, чтобы очистить свою совесть и успокоить сердце.

Замечаю практику, что к подготовке к Причастию мы подходим щепетильнее, но практически не готовимся к Таинству Покаяния почему-то.

В обычных ситуациях нужно готовиться к Исповеди хотя бы за три дня. Первый и самый частый вопрос: нужно ли поститься перед Исповедью? Желательно эти три дня попоститься. Полезным будет почитать больше молитв, к примеру, покаянный канон к Господу Иисусу Христу. Но это не является правилом, а больше традицией.

Главное в подготовке к Исповеди – желание не грешить. Подготовка к Таинству должна проходить в воздержании: меньше болтать, ссориться, спорить, огрызаться, больше молиться и думать о Боге.

По возможности следует больше читать духовной литературы, особенно полезно читать труды о Покаянии:

  • О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни (Святитель Феофан Затворник).
  • Таинство Исповеди. Как научиться каяться и перестать прятаться от Бога (Игумен Нектарий Морозов).
  • Плоды истинного покаяния (Схиигумен Сава (Остапенко)).
  • О приготовлении к таинству исповеди (Святитель Игнатий Брянчанинов).

Конечно, этот список индивидуальный и каждому по душе разные творения отцов Церкви, но почитать и вспомнить о смысле предстоящего никогда не пройдет бесследно. Не забывайте о том, что нужно читать Священное Писание.

Что такое Покаяние?

Это такое особенное состояние, которое дано только человеку. Оно помогает нам не забыть о возможности исправиться. Это некий зов совести, который восстает из глубины души на помощь падшему созданию Божьему.

Если говорить простым языком, то это наше осознание греха и желание избавиться от него.

Разница межу Исповедью и Покаянием состоит в том, что каяться можно в любое время в любом состоянии и при любых обстоятельствах с помощью молитвы. Таинство Исповеди же должно проходить в определенное время в определенном месте и только с участием священнослужителя, как свидетеля.

Раскаяние – это начало пути, а завершение его – Исповедь. Только так все наши грехи действительно прощаются. Необходимо научиться каждый раз, как только заметили согрешение, произнести про себя молитву Иисусову «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Лучше всего, когда христианин постоянно произносит эту молитву, но для этого нужно очень много упражняться и пройти через немалое количество трудностей.

Церковь

Для начала просто попробуйте обращать внимание на свои падения и сразу, как только заметили, произносить слова молитвы и от всего сердца желать исправиться. Этот поиск может проводиться только с постоянным движением вперед, то есть попытками изменить что-то в своей обычной жизни. Например, начинать читать утренние и вечерние молитвы в начале и конце дня, приучаться к посту, каждый день читать по главе Евангелия или что-то из творения Святых Отцов. Путей к духовному росту есть бесчисленное количество, но лучше всего начинать с малого и потихоньку достигать каких-то вершин.

Святые отцы о Покаянии

Очень много уже сказано и пересказано. Нам уже дан путь спасения. Как бороться с каждой страстью, святые отцы написали по собственному опыту и по откровению Божьему, нам же следует только читать, запоминать и переходить к действиям.

К примеру, о блудной страсти и борьбе с ней есть много изречений у Ефрема Сирина, преподобного Иоанна Касиана, оптинских старцев. Особенно помогают слова преподобного Амвросия Оптинского:

Молитва

Также есть творения о других страстях человеческих. Об этом очень много писали Иоанн Златоуст, Тихон Задонский, Иоанн Лествичник. Вот, что говорит об этом святитель Филарет Дроздов:

Молитва

Очень много сказано слов о Покаянии в целом. О его таинственной исцеляющей силе. Здесь будет невозможно дать полный список всех святых, которые говорили или писали об этом неземном чувстве: преподобный Силуан Афонский, святитель Игнатий Брянчанинов, святой праведный Иоанн Кронштадский, преподобный Паисий Святогорец и множество-множество других угодников Божиих. И каждое слово этих людей наполнено Любовью и Смирением перед Творцом.

Молитва

Слезы на Исповеди – нормально ли это?

Нормально и даже хорошо. В Православной Церкви даже известен дар слез. Он дается далеко не всем и очень ценен. Но необходимо помнить, что у этого явления бывает разная духовная природа. Отцы Церкви поучают, что если при плаче христианин может гневаться или раздражаться, то слезы эти не будут идти ему на пользу и исходят от чего-то недоброго. Но и выдавливать из себя слезы будет грехом, лучше просто с искренним сердцем приходить к Богу, а Он, если будет угодно, пошлет этот дар.

Слезы – это свидетельство того, что подготовка к Исповеди была деятельной. В практике духовной жизни обычно сначала человек очищается от страстей, а потом стяжает дар слез.

Но бывают такие ситуации, когда Господь милует нас и как бы открывает наше сердце, касается души человеческой и будто сам по себе возникает покаянный вопль, который невозможно остановить. И не нужно, пусть душе станет легче. Это радость для православного христианина – плакать на Исповеди.

Интересно, что люди, которые без проблем в своей мирской жизни могут вызвать поток слез из глаз, неутешительно заявляют, что не могут заплакать, когда речь идет о раскаянии и Исповеди. Так что, наше дело просто надеяться на милосердие Божье и на то, что наше покаяние принесет свои плоды.

Записки на Исповедь

Не все священники любят, когда к ним приходят с «тетрадями» грехов к Исповеди. Они могут, не дослушав, прервать и сказать: «Достаточно, теперь расскажи кратко своими словами». Особенно, если за вами толпа желающих покаяться. Поэтому нужно быть готовым и к такому. Но если Вам легче написать записочку, то конечно, пишите. Не забудьте о краткости и точности, чтобы не начинать рассказывать обо всем, но при этом не каяться в согрешениях.

Если вы впервые идете к Таинству Покаяния, следует писать не больше одного листочка тетрадки. Да, возможно, вы не все согрешения назовете, но это будет действительно искреннее раскаяние.

Перед исповедью

Люди, которые исповедуются часто, могут в конце каждого дня после вечерних молитв, утихомирив сердце и настроив разум, начинать заполнять свой перечень грехов по памяти, вспоминая и анализируя свой прожитый день и все проступки. Все прегрешения записываются на листочек. Повторять уже написанные согрешения не нужно. Но если вы согрешили в том, что в чем каялись на прошлой Исповеди, – нужно снова приходить к священнику и опять каяться в этом же пороке.

Исповедь в интернете

В связи со всем известной сложной ситуацией в мире, отдельные люди, наверное, совершенно далекие от Церкви Христовой, начали предлагать проводить Таинства через Интернет. Но это недопустимый формат проведения Таинства. Никакого благоговения и страха Божьего, просто обычный разговор о своих недостатках – иначе воспринимать это нельзя. Мы создаем видимость покаяния. Батюшка не может положить на голову кающегося епитрахиль, возглашая слова разрешительной молитвы. Возможно, нам просто легче сказать что-то, от того, что создается видимость присутствия священника через связь телефона/компьютера. Только вот проблема в том, что самой встречи и действенного разговора нет, нет и самого Бога. Люди таким образом пытаются обмануть самих себя и заходят еще глубже в темноту.

Нужно ли использовать списки грехов? Если да, то какие лучше?

Существует очень много литературы с разнообразными перечнями прегрешений, прочитав которые, удивляешься – либо насколько ты грешен, либо насколько эти списки далеки от тебя. Также бывают отдельные списки грехов для женщин и для мужчин, хотя по факту разница только в том, что у женщин есть период очищения, когда нельзя участвовать в Таинствах и прикасаться к святыням. А так, разницы, по сути, нет и ответ будет давать каждый с одинаковой ответственностью.

Да, список грехов для исповеди для начинающих может принести, как и пользу, так и вред, поскольку в немногих книгах действительно доступно и подробно объясняется, что значит то или иное согрешение. Например, многие смогут сказать, что такое мшелоимство?

Поэтому лучше искать книги или статью о подготовке к Исповеди с объяснением грехов. Есть хорошая книга «Опыт построения исповеди», автором которой является архимандрит Иоанн Крестьянкин. В этом творении доступно разъясняются основные прегрешения. В первой части по десяти заповедям из Старого Завета, во второй – по заповедям блаженства из Нового Завета. Очень полезно ее изучить, прочувствовать, обдумать, сопоставить со своей жизнью.

Нужно ли каяться в тех грехах, от которых не в состоянии отказаться.

Нужно каяться столько, сколько это прегрешение будет сковывать вас и мучить. Но нужно и бороться, маленькими шагами, понемногу идти к цели и не терять надежду, что придет момент, когда вы освободитесь из этих оков. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует».

Исповедуя снова это согрешение, просите у Господа со всей душой прощения и помощи в преодолении пагубной страсти.

Как вести себя после Исповеди?

После совершения Таинства, особенно если вы ещё и причастились Святых Христовых Таин, нужно пытаться как можно дольше сохранять в себе это благоговейное состояние. Конечно, суета этого мира рано или поздно начнет вновь поглощать разум, но необходимо постараться сохранить Благодать Святого Духа в своей душе как можно дольше.

Нужно стараться уберечь себя от греха во всех своих действиях, а также все свое естество отдать Богу. Этого можно достичь, если в памяти хранить мысль о полученной Благодати и подаренной возможности спасения.

Даже если внутри нет трепетного состояния, а дьявол часто крадет это удивительное чувство, чтобы убедить человека в том, что нет силы в Таинстве, все равно необходимо хранить душу и совесть свои в чистоте и просить у Господа сокрушенного сердца.

Чтобы как можно дольше пребывать во Христе, святые отцы Церкви советуют быть немногословным, избегать ссор и любой другой суеты в этот день и больше отдавать времени молитве и чтению Святого Писания или разных поучений. Не обойтись и без добрых дел, то есть, по возможности оказывать помощь ближним своим и нуждающимся, уважать старших и тому подобное. Такой образ жизни должен соблюдаться не только в день, когда совершено Таинство, но, с помощью Божьей, проникнуть в обычную жизнь христианина, желающего пребывать с Творцом.

После исповеди

Конечно, сохранять в себе долгое время Благодать Духа Святого изначально будет нелегко, но чем больше прилагать усилий и отдавать все мысли и действия Богу, тем дольше Христос будет в сердце православного христианина.

Иногда Господь дарует это неземное чувство своему творению в начале пути, а когда проходит время, Благодать становится все менее ощутимой, и многие начинают разочаровываться. Нужно воспринимать это как испытание, которое необходимо преодолеть. Со временем, когда человек научится терпению и смирению, начнет предаваться в руки Божии, это благоговение и сокрушенное сердце вернутся, снова придет ощущение, будто бы душа вознеслась куда-то высоко, подальше от этого суетного мира.

Как бороться со страстями?

Борьба со страстями будет сопровождать каждого христианина всю жизнь. Результатом этой войны должен стать ответ на суде Божьем после смерти человека. Поэтому нужно всегда быть готовым и к победам, и к поражениям.

Но как вести эту борьбу? Во-первых, никогда не забывать, что враг не дремлет, и следить за собой и своими действиями. Если мы будем более внимательны к себе, появится возможно понять, что стало причиной гнева, раздражения, возбужденности и так далее.

Во-вторых, не терять надежду на милосердие Божье. Не нужно доводить самоуничижение до такого состояния, что начинаешь думать о том, что Господь оставил тебя и не простит. Милость Божья настолько безгранична, что Сын Человеческий жизнь свою отдал за нас. Любовь Его настолько необъятна, что первый в рай вошел разбойник и убийца, который сказал одну фразу: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Но также не нужно совсем забывать о каких-то границах и говорить, что Господь уже нас спас, и мы ничего не должны делать. Чрезмерная надежда на милосердие Божье является таким же грехом, как и уныние, и ощущение оставленности Богом.

В-третьих, никогда не стоять на месте. Нужно всегда идти вперед, подниматься, вставать и идти. От того, что мы остановимся, будет сложнее снова начать путь. Нужно искать новые и лучшие способы достижения цели. Читать Священное Писание, творения отцов, стяжать добродетели, учиться любви к ближнему. Есть много разных путей и вариантов, нужно только желание и готовность к долгому путешествию.

В-четвертых, принимать активное участие к жизни Православной Церкви. Это делается через участие в Таинствах, особенно в Евхаристии и Исповеди.

О Причастии

К Исповеди обычно люди приходят, когда готовятся к Таинству Причащения – принятия в себя тела и Крови Христовых. Это делается для того, чтобы с очищенным сердцем принимать в себя самого Господа Иисуса.

Евхаристия совершается во время Литургии, точнее, Литургия совершается ради этого священнодействия. Все шесть Таинств Церкви как-то, но связаны с Причастием. Оно является ядром духовной жизни православного христианина. Поэтому так важно как можно чаще прибегать к этой Святой Тайне.

Поскольку значение Причащения намного выше, то и подготовка к нему требует больших усилий, нежели к Исповеди.

Подготовка может растягиваться не на три дня, а на неделю. Пост держать как минимум три дня. Правило, которое нужно вычитывать, больше и обязательней. Это канон покаянный, канон ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, акафист Иисусу Сладчайшему или Богородице и само Последование ко Причащению с особым каноном.  Конечно же, необходимо воздержаться от страстей и прегрешений – как можно меньше ругаться, ссориться с ближними, обсуждать и осуждать кого-то, тратить время на суетные мирские вещи. Нужно предавать свои мысли и дела Богу, помня о том, что скоро сможешь принять Его в своей душе.

Перед самим Причастием утром нельзя ничего кушать и пить. Если Причащение будет ночью (на ночной Литургии, например, на Пасху или Рождество), то запрещается кушать за 8 часов до службы, а пить за 6 часов.

Само Таинство происходит во время Божественной Литургии. Священнодействия совершаются всю службу, но самый ответственный момент – это Евхаристический канон, который начинается после пения «Верую» и заканчивается уже после возгласа «Святая Святым», далее уже само принятие Святых Даров. Претворение происходит во время пения певчими «Тебе поем, поем…». В это время священник читает специальные молитвы и просит у Бога послать свою милость и превратить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя Иисуса Христа.

Причастие

Когда уже священник выходит с Чашей, то народ стекается к Ней. Нужно сложить руки на груди, – праву на левую, крестообразно. Это чтобы случайно не опрокинуть Святые Дары. Назвать четко свое имя для прочтения батюшкой молитвы и широко открыть рот. Когда священнослужитель положит частички, нужно закрыть рот, проглотить, поцеловать Чашу и отойти. Подойти к столику с водой и просфорой, чтобы, выпив, быть уверенным, что часть Святых Таин не осталась во рту.

После Причащения прочитать или выслушать в храме благодарственные молитвы. И стараться как можно дольше сохранять в себе ту полученную Благодать Божью. Делать это можно, не впадая снова в грех.

Путь у каждого свой и поэтому строго говорить, как готовиться человеку к тому или иному Таинству нельзя. Чья-то душа требует тщательной и точной подготовки, а кто-то под силами эмоций просто бежит к Богу без всяких правил. Но абсолютно отказываться от предписаний тоже нельзя, ведь пропадут строгость и благоговение, трепет перед священнодействием. Поэтому создают общие правила подготовки к тому или иному Таинству. Это не канон или устав, но в православной практике уже возникли некие традиции, которые следует соблюдать.

Так Исповедь требует, в первую очередь, духовной подготовки и желания исправиться. Нужно осознавать всю свою греховность и недостойность, при этом не терять надежду на милосердие Божие, помнить, что все в Его руках. Только Бог может простить и отпустить грех, Он ждет нашего раскаяния. А мы, как истинные чада, должны тянуться к свету и очищению, только тогда возможна искренняя, полная Исповедь. Помоги и укрепи Вас Бог в деле спасения.

Rate this post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *