Первая одежда первых людей

Первая одежда первых людей

Были ли первые люди похожи на современных, а если нет, то в чем различия? Человек, согласно Книге Бытия, был сотворен Господом в шестой день Творения. Создан из земли, но по подобию и образу Божьему, то есть человек – это симбиоз духа и материи. Тело его было совершенно, не подвержено болезням, страданиям, старению и умиранию. Более того, человеку не нужно было трудиться физически, но лишь духовно. Что же требовалось Адаму и Еве в короткое время их пребывания в Раю?

Нужна ли была одежда в Раю

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), земля изначально была «изящна», идеальна, лишена недостатков. Все потомки Адама и Евы видели землю уже обреченной и не имеют представления, какова она была до грехопадения. Известно лишь, что создал ее Господь прекрасной, не требовавшей возделывания: все произрастало само собой. Иными словами, именно духовность, духовный труд ставились во главу угла, а необходимость работать физически появилась у человека после грехопадения, чтобы обеспечить жизнедеятельность ставшего бренным тела. Но, как говорится, не хлебом единым…

Как бы ни был необходим труд во имя материальных благ, отодвигать ради него духовное самосовершенствование ни в коем случае нельзя. Кумира себе можно сотворить из всего, что не касается стремления к духовному воссоединению с Творцом, даже из труда. Всевышний прекрасно понимает потребность земного человека в материальных благах и плотских удовольствиях, но человек стал злоупотреблять этим.

Одежда сохнет

Итак, у людей в Раю не было необходимости обеспечивать себя пищей и, как мы их называем, предметами быта. Нужды в прикрытии своего естества у человека также не было. Созданный Богом человек был прекрасен и изначально добродетелен. В нем отсутствовала греховность, не было понятия о пороке. Адам не был наивным и глупым, как дитя – ведь ребенку не доверяют власть над миром. Адам сотворен умным и мудрым, а ребенком он был в отношении греха – его человек не знал. И мог бы совершенствовать и себя, и весь мир дальше, если бы утвердил давшее ему право на это, то есть прошел испытание соблазном. Но первые люди предали Творца, захотев стать равными ему.

Какая погода была в Раю

Преподобного Игнатий (Брянчанинов) писал, что изначально на Земле смены сезонов и погодных изменений не существовало. Все было самым благоприятным. Дожди не шли, так источники влаги исходили из земли и питали ее. Все твари жили в согласии друг с другом и питались земными плодами. Бог проклял Землю из-за поступка человека: «Проклята земля в делах твоих» (Книга Бытия). Все расстроилось, появились бури и ураганы, дожди и снега, наводнения, пожары и землетрясения. Человек утратил любовь к Творцу и повиновение Ему, а звери перестали повиноваться человеку, изменили свое естество, начали пожирать друг друга.

Когда Адаму и Еве понадобилась одежда

Итак, человеку в Раю не было необходимости обеспечивать жизнедеятельность бренного тела. Самое банальное и глупое представление о «райской жизни» – что человек должен был лишь гулять по прекрасному саду в безделье и праздности и наслаждаться чудесными плодами. Многие даже говорят: «А что хорошего в Раю, там можно сойти с ума от ничегонеделания». Но они забывают о беспрестанной духовной работе по самосовершенствованию, которую обязан был осуществлять человек.

Приблизиться к Творцу, познать мир, совершенствовать Вселенную духовными трудами – вот какое благо давал Бог человеку. Он подарил ему этот мир и уподобил Себе. Даже ангелам, бесплотным существам, не было дано власти над миром, а человеку – да.

Одежда на выбор

Феофил Антиохийский писал, что изначально человек не был создан ни смертным, ни бессмертным. Он был поставлен на перепутье, ему была дана возможность пойти в любую сторону и выбрать бессмертие и дальнейшее совершенствование себя и мира либо тлен. Он не устоял и выбрал второе, и теперь, чтобы вернуться к Творцу, ему необходимо доказать свою «пригодность» уже другим способом – через земные испытания. Научиться жить так, чтобы обеспечить существование телу (тяжким трудом), и при этом воспитать душу, чтобы она могла вернуться к Создателю и воссоединиться с Ним. Либо погибнуть, теперь уже окончательно.

Земная жизнь – шанс каждому человеку уйти от греха прародителей и искупить его.

Если бы Всевышний изначально сотворил человека бессмертным, он бы сделал его Богом, а если смертным – то выступил бы причиной его смерти. Нет, Бог дал человеку возможность самому выбрать, каким стать. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что Адам был создан с нетленным, хотя и материальным, телом, и поставлен царем над всем вещественным миром. Адам и Ева появились совершенными, тем не менее это была только начальная стадия, дальше они должны были продолжать улучшать даже ту, нетленную свою природу и весь мир. Огромное поле деятельности для первых людей и их потомков! Каких бы высот мог достичь человек в преобразовании мира, если бы не измена Богу, остается только догадываться.

Большинство богословов, в частности, Павел Флоренский, говорят, что пространство и время в Раю существовало, однако оно текло в направлении совершенствования, а не разрушения и тления. Грех отразился на всем мире, и время стало течь иначе.

Бог требовал от человека лишь одного доказательства любви к Себе, единственной жертвы: не вкушать с дерева познания добра и зла. Человек не принес во имя Создателя даже этой одной жертвы, а возгордился, захотел уподобиться Богу. Грехопадение изменило весь мир. Больше люди не могли оставаться нагими. Отцы церкви не отрицают буквального смысла того, что Создатель надел на людей «кожаные одежды», то есть облачение из шкур животных. Однако это имеет и глубокое символическое значение.

Облачась после преступления в одежду из звериных шкур, человек принял на себя скотское естество, звериное начало. Иными словами, изменил свою биологическую природу, уподобившись скоту.

Почему Адам и Ева были наги в Раю

Какова же была природа человека, задуманная и воплощенная Создателем, если ей не требовалось внешнего прикрытия?

  • Господь создал человека по своему образу и подобию и дал ему власть над вещественным миром для того, чтобы человек преобразовал мир до Божественного уровня. Человеку дана была миссия: обожествить Вселенную. Это можно было сделать только через человека как носителя двух начал – духовного и материального. И это материальное в человеке изначально было безгрешным, поэтому стыда он не знал. Ведь стыд – следствие греха, а не первопричина.
  • Человеческое тело было создано совершенным, ничего постыдного в нем не было. До грехопадения на людях были надеты иные одежды, «пошитые» из света и чистоты. Христианские философы говорят о том, что вся наука, с момента ее зарождения, имеет дело с человеческой природой, какой она стала уже после грехопадения. Адам и Ева до познания добра и зла имели тела другие – не нуждавшиеся в прикрытии, потому что не зараженные вирусом греха.
  • Павел Флоренский считает, что в начале сотворения мира блаженство было разлито для человека повсюду, он мог черпать его в каждой точке, потому что блаженство – это духовное состояние. Потеряв Божественную духовность, человек потерял и блаженство, зато приобрел пороки: страх, зависть, лживость, и, как следствие, стыд. До грехопадения человек просто не понимал, что своего совершенного тела можно стыдиться. После познания греха людская природа утратили совершенство, и стыд сразу стал естественным явлением.
  • Некоторые святители, например, Иоанн Златоуст, полагали, что до познания греха нетленным был весь мир, все создания, его населявшие. Другие, как Василий Великий или Григорий Нисский, считали, что нетленным Бог создал лишь человека. Остальной мир, хотя и был совершенным, но повергался изменениям: чередовались поколения растений и животных. И все это «хозяйство» должен был улучшать царь мира – нетленный человек. Человек наделен частицей Святого Духа, животные – нет. Твари созданы в услужение человеку, а он обязан о них заботиться. До грехопадения люди не нуждались в прикрытии своих тел, после же него тленная природа животных перешла к человеку и он обрядился в «скотские одежды» (звериные шкуры).

Первая одежда первых людей – какая она

Самым первым следствием совершенного греха всегда является чувство стыда. Познали его и Адам с Евой. Как только они предали Творца, их совершенная природа была утрачена, они увидели несовершенство собственных тел и устыдились этого. Прячась от Создателя в зарослях Эдема, первые люди прикрывали «стыдные» места листьями. Костюм Адама для Евы представлял собой сплетенные листья смоковницы, которыми она опоясалась. То же самое сделал и ее супруг. Прикрыв фиговыми листиками наготу, Адам и Ева, вероятно, почувствовали себя комфортнее.

Листья

По мысли Ефрема Сирина, отправляя наших прародителей из Эдема на Землю, Бог обрядил их в «кожаные ризы», чтобы они увидели себя в обличье животных, и, питаясь их мясом, поняли, во что превратили свою первоначальную природу.  Как сказано у Преподобного Максима Исповедника о человеке после совершенного им преступления: «Тело его было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни».  Об этом же упоминается и у Преподобного Григория Синаита, который говорил, что, как душа была вольна согрешить, так и тело приобрело свободу подвергаться тлению. Таким образом, тление души и тление тела – понятия взаимосвязанные.

Натуризм – извращенное понятие современности

В самом человеческом теле, каким бы несовершенным ни стало после грехопадения, нет ничего стыдного. Но христианская традиция налагает ограничения и запреты на прилюдную его демонстрацию. Только таким способом возможно сохранить целомудрие и в самом себе, и в окружающих. Натуризм, проповедуемый современным обществом, предполагает, что люди могут беспрепятственно видеть тела друг друга, не испытывая при этом дискомфорта.

Почему мы должны ходить в одежде

Адам и Ева испугались своей наготы лишь после совершения греха и тут же бросились сплетать из листьев прикрытие своим телам. Поэтому для земного человека, отягощенного грехом прародителей, нагота ни в коей мере не является естественным состоянием. Господь, отправляя людей на Землю, дал им одежды, а значит, такова Его воля.

Познав добро и зло, вкусив грех, люди стали не теми, какими были в Раю. Теперь, обнажаясь прилюдно, они провоцируют окружающих на соблазн, похоть и блуд. И именно в этом заключается греховность показа голых частей своих тел. Развращать ближних – больший грех, нежели соблазняться самому.

В мифах и легендах почти всех народах есть упоминания об утраченном «золотом веке» человечества. Речь идет о проживании первых людей в Эдемском саду. Изучая эволюцию человека, ученые-атеисты не учитывают одного важного момента: они могут исследовать лишь развитие человека, попавшего на землю после грехопадения и перерождения. В таком случае история эволюции, от первобытного человечества и до наших дней, не имеет никаких противоречий с учением церкви. Человек не произошел от приматов – он уподобился им после отречения от Творца.Теперь человечество вынуждено пройти многотрудный и полный лишений и соблазнов путь, чтобы вновь соединиться с небесным Отцом. Тело разрушается тлением, чего избежать невозможно – это расплата за грех прародителей. А вот душа в нашей власти, и может либо погибнуть вместе с телом, либо вернуться к Творцу.

The following two tabs change content below.

Наталья Терёшина

0
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector